Строительная сфера Ульяновской области сейчас переживает кризис. Застройщики разоряются, сроки сдачи домов переносятся, дольщики ходят по судам, выбивая неустойки. Последнее влияет на темпы стройки особенно пагубно. Раздавая многомиллионные компенсации ещё на этапе возведения жилья, коммерсанты лишаются необходимых для строительства средств. А в итоге страдают рядовые дольщики, ведь им приходится ждать нового жилья гораздо дольше, чем нужно.

Стройки стоят

   Многие ульяновские стройки на сегодняшний день заморожены. Не строится ЖК «Современник» в Киндяковке, на последних этапах замерли ЖК «Молодежный» на севере города и дом компании «Силен» на улице Филатова. Никак не достроят и три дома на улице Красноармейской – дольщики «Птицефабрики Тагайской» уже просят помощи у Президента.

   Подобных примеров сейчас множество, и причин у «эпидемии долгостроев» тоже масса. Нередко виноват сам застройщик. Часто свою лепту вносят и нерадивые подрядчики, срывающие сроки строительства. Иногда компании не выдерживают сроки из-за чиновников. Однако главной причиной можно назвать сложную экономическую ситуацию и увеличение цен на строительные материалы.

   Стремительный рост цен приводит к нехватке оборотных средств, а привлечение инвесторов в кризисных условиях  - сложная задача даже для крупных застройщиков. Именно поэтому строительные компании все чаще банкротятся, а исполнение обязательств перед дольщиками откладывается в долгий ящик.

Потребительский карт-бланш

   Усугубляет и без того непростое положение застройщиков такое понятие, как «потребительский экстремизм». В России это только входит в моду, тогда как, например, в США уже давно принято судиться с продавцами из-за любых мелочей. Самым ярким примером стало «кофейное» дело McDonalds, когда 81-летняя Стелла Либек отсудила у сети фаст-фуда компенсацию  в 640 тыс. долларов за слишком горячий кофе.

   В случае потребительского экстремизма клиенты, как правило, руководствуются либо материальными целями, либо пытаются добиться морального удовлетворения. Последняя редакция Закона о защите прав потребителей создала благодатную почву для сутяжничества. С одной стороны, закон теперь чётко регламентирует порядок предоставления услуг и продажи товаров, обеспечивая защиту интересов потребителей. С другой — не предусматривает никакой ответственности за предъявление необоснованных претензий.

Строительный экстремизм

   Особенно глубоко потребительский экстремизм затронул строительную сферу. Дольщики теперь бегут в суд и требуют неустойки даже после незначительных задержек и недоделок. Чаще всего суд принимает именно сторону потребителей, причём суммы компенсаций зачастую бывают чуть ли не выше стоимости жилья. К примеру, недавно один из дольщиков ЖК «Олимп» отсудил у застройщика около 900 тыс. рублей неустойки, тогда как его квартира стоила примерно столько же.

  Доходит до смешного: покупатели иногда сами портят имущество в квартирах, чтобы затянуть сроки и получить дополнительную прибыль. Однако застройщикам  совсем не смешно – вместо того, чтобы достраивать дом, они тратят время и ресурсы на борьбу с потребительскими экстремистами. Из-за этого, кстати, страдает в первую очередь даже не бизнес, а обычные дольщики.

  Походы недовольных «потребителей» по судам приводят к тому, что оборотные средства застройщиков уходят на выплаты неустоек, суммы которых зачастую сильно завышены. В результате денег у строителей нет, кредитов им не выдают, и дома просто перестают строиться.  

Застройщики против экстремизма

   Впрочем, уже в ближайшем будущем ситуация может измениться, и строительная отрасль сможет вздохнуть свободно. В конце прошлого года Объединение строителей Петербурга инициировало разработку пакета поправок в ФЗ–214, которые должны обеспечить протекцию от потребительского экстремизма - от тех случаев, когда дольщики наживаются на проблемных застройщиках.

фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев