Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах «Анализа эффективности функционирования особых экономических зон в 2016 году». Результаты шокируют: Счетная палата признала большинство российских ОЭЗ неэффективными, и портовая зона в Ульяновске не стала исключением. Впрочем, проблема эффективности особых зон существует уже не первый год.

   По состоянию на 1 января 2017 года в России существуют 26 особых экономических зон (ОЭЗ), из них 10 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 9 туристско-рекреационного типа и 1 портового типа. С 2005 по 2016 годы на финансирование создания и развития ОЭЗ, а также на содержание объектов их инфраструктуры из федерального бюджета уже было предоставлено 127,1 млрд рублей. На ближайшие 3 годы Минэкономразвития России предусмотрены бюджетные инвестиции в сумме 13,1 млрд рублей.

   Однако проведенный анализ Счетной палаты в очередной раз показал, что за время своего существования ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. В 2016-м ситуация кардинально не изменилась, и реальный экономический эффект от функционирования особых экономических зон не достигнут.

   «На сегодняшний день относительно эффективными можно признать только деятельность ОЭЗ, созданных на территориях Республики Татарстан («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в г. Санкт-Петербурге, так как объем осуществленных резидентами инвестиций по этим зонам в основном превысил объем вложенных средств федерального бюджета. При этом следует отметить, что указанные ОЭЗ изначально создавались в регионах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом.

   Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна или вообще не осуществляется», - отметили в Счетной палате РФ. В их числе и ульяновская портовая особая экономическая зона, созданная в конце 2009 года. На создание ПОЭЗ потратили более 3 млрд рублей из федерального и регионального бюджета.

   Однако более чем щедрые бюджетные дотации не смогли обеспечить быстрый рост портовой зоны. За всё все время существования ПОЭЗ здесь заработал только один резидент - завод  «Промтех-Ульяновск». С рабочими местами тоже не все так хорошо, как планировалось изначально. 

   При этом к ульяновской ПОЭЗ у Счетной палаты РФ ещё с прошлого года накопилось немало вопросов. Например, палата выявила случаи, когда на выделенные из бюджета деньги объекты строились на «прилегающих территориях». В их числе — реконструкция автомобильной дороги «Ульяновск–Димитровград-Самара», стоимость которой превысила 650 млн рублей. Счётная палата обнаружила, что эта самая дорога находится в 17 км от въезда в ОЭЗ. Получается, никакого отношения к особой экономической зоне она не имеет.

   Также Счётная палата назвала «не имеющими отношения к ОЭЗ» трату  строительство комплекса с перроном на два самолёта. Возведение объекта обошлось федеральному бюджету 800 млн рублей.

Справка

   Аэропортовая особая экономическая зона была создана на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1163 от 30.12.2009 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны». ПОЭЗ ориентирована на использование авиастроительного потенциала региона.

    Компаниям-инвесторам ПОЭЗ предоставляются существенные налоговые и таможенные льготы, среди которых: строительство инфраструктуры и подключение к сетям за счёт государства,  налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны, предоставление земельных участков по минимальным ценам, субсидии Ульяновской области и административная поддержка на всех уровнях власти.

Фото: invest.ulmeria.ru, ulsez.ru, audit.gov.ru