С 1 января 2021 года в России вступают в силу новые «Правила оказания услуг общественного питания», которые утвердило Правительство РФ. В них прописана возможность и право клиента не оставлять чаевые, а также получить полную информацию о заказываемом блюде.

   Отмена чаевых

   Согласно новым правилам, заведениям запрещается без согласия клиента включать в счет расходы «комиссии, доплаты, чаевые», не относящиеся к стоимости продукта или услуги. В случае если клиент уже сделал дополнительную оплату, он может потребовать вернуть ему деньги.

   Правительство рассчитывает, что таким образом будет пресечена практика введения потребителей в заблуждение относительно реальных расходов при оказании указанных услуг. Не секрет, что к стоимости блюд, указанных в меню, часто прибавляются всевозможные доплаты за обслуживание.

   У ресторанов остается право предложить потребителю дополнительные услуги, но о них нужно будет сообщить заранее и ознакомить с ценами. Посетитель может отказаться от дополнительных услуг, а если они оплачены — потребовать возврата денег.

   Отмена «секретов» от шеф-повара


   Кроме того, по новым правилам потребителю обязаны сообщать способы приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов. Никаких секретов заведения, особенного рецепта шеф-повара и подобного быть не должно.

   Обязаны указывать вес, ингредиенты и калории

   Заведения общепита обяжут указывать сведения об объеме или весе порций готовых блюд и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции.

   Кроме этого, должна присутствовать информация о пищевой ценности продукции (включая калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления, — поясняют в Роспотребнадзоре.

   «Открытая кухня»

   Посетитель кафе или ресторана вправе получить услугу в течение всего режима работы заведения. Это значит, что аргументы «кухня уже не работает» и «бизнес-ланч только до 15 часов» противоречат закону.

   По-прежнему исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

   Действующие правила оказания услуг общественного питания были приняты в 1997 году, они утратят силу с 1 января 2021 года. Новые правила работы кафе и ресторанов разработаны в рамках реализации механизма так называемой «регуляторной гильотины» и призваны заменить подзаконные акты, которые утратят силу в 2021 году, говорится в пояснительной записке к документу. Действовать будут до 1 января 2027 года.

   «Регуляторная гильотина» — проведение реформ для упрощения регуляции бизнеса. Механизм регуляторной гильотины предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов.

   Чтобы выяснить, как новые правила скажутся на работе общепита, журналист Рупор73 пообщался с рестораторами Ульяновска.

   Основатель группы компаний «Другие рестораны» Дмитрий Акулин оценил эти нововведения как приемлемые и не мешающие ни бизнесу, ни потребителю.

   "По таким стандартам давно работает большинство заведений цивилизованного бизнеса. Здесь нет ничего критичного", - заметил эксперт.

   Алексей Кравченко, учредитель ООО «Кравченко Групп Ресторанс» также отметил, что давно работает по таким стандартам:

   «Как ни странно, не видим ничего нового в этих «новостях». Насколько нам известно, включать в счет никакие дополнительные услуги без предупреждения гостя о них нельзя было никогда. Все дополнительные развлекательные или другого рода услуги, кажется, всегда должны были быть оказаны только после согласования с потребителем.

   Чаевые и плату за обслуживание рестораны нашего холдинга не включали в счет никогда. Это всегда происходит наличными либо по договоренности с официантом на карту. Так что вряд ли «новые» правила отразятся на доходе наших официантов.

   Указывать выход блюд и пищевую ценность в доступном для гостей месте, предоставлять книгу отзывов потребителю - тоже наша обязанность. Сколько мы работаем, всегда было так.

   В итоге получается, что возможно, это новые правила для каких-то курортных городов и прибрежных кафе, для нас же, рестораторов, работающих по всем правилам Роспотребнадзора, все остается по-прежнему», – отметил он.