Одно из градообразующих предприятий Димитровграда и крупнейших заводов региона — Автоагрегатный завод — в последние несколько лет все глубже вязнет в проблемах. Постоянная смена руководства, банкротные иски, угроза тотальных увольнений — все это буквально преследует промышленного гиганта. Казалось, уже ничто не может ему помочь. Однако в пятницу было принято решение о его возвращении в состав группы «АвтоВАЗ». Спасет ли это ДААЗ, куда денутся долги и сотрудники предприятия, выяснил Рупор73.

Непростое прошлое

   Последние годы прошли для предприятия, если можно так выразиться, словно в страшном сне. Руководство менялось практически каждый год, объемы производства сокращались, банкротные иски сыпались, и морально многие были готовы к его закрытию. Точку в истории ДААЗа многие поставили после заявления тогдашнего директора ОАТ, в структурах которого сейчас работает ДААЗ, Михаила Кучинского о сокращении штата на 15 — 20%. По сути речь шла об увольнении в 2015 году 1,2 - 1,5 тысяч человек.

   «Когда Кучинский об этом сказал, я посмотрел на губернатора Сергея Морозова. Было видно, что его эта информация буквально ошарашила», — рассказывает председатель профкома завода Владимир Безруков. По его словам, последние несколько лет завод фактически погружался в «трясину», и это было просто очевидно.

   Такого же мнения придерживается и председатель Совета ветеранов ДААЗа Анатолий Сурков, который вспоминает, что после кризиса 2008 года расходы на вверенную ему организацию (а это 3 000 ветеранов) сократились в 2,5 раза. «Ситуация накалялась с каждым годом, особенно с бывшим составом руководства. В прошлом году финансирования несколько месяцев вообще не было. Мне пришлось трижды подключать Морозова к решению наших проблем», — делится мужчина. По его словам, предприятие пережило и отчасти продолжает переживать настоящий застой.

   О проблемах стали открыто говорить на самом высоком в регионе уровне. Например, министр экономики Олег Асмус в рамках одного из совещаний в этом году упоминал, что финансовые итоги предприятия далеки от идеальных, а сумма долга перевалила за все разумные границы.

   Казалось, что на ДААЗе, который, по словам депутата Заксобрания, вице-спикера Игоря Тихонова, представляет собой наряду с НИИАРом едва ли не «ядро» Димитровграда, можно поставить крест, и никакие антикризисные меры не помогут удержать его на плаву. А ведь речь шла о судьбе более 7 тысяч рабочих мест.

Настоящее ДААЗа

   Но, похоже, оставлять этих людей без работы никто и не собирается. На сегодняшний день принято решение о том, что ДААЗ, объединяющий в себе порядка 10 отдельных компаний, возвращается в структуры «АвтоВАЗа». Многие восприняли это как спасательный круг, который позволит вытащить завод из той самой пресловутой «трясины» и «застоя». Причем у Бу Андерссона, возглавляющего «АвтоВАЗ», есть установка, о которой он заявляет довольно четко: сокращений нужно избежать.

   Более того, даже менеджмент ОАТ, который продолжает трудиться на предприятии, по словам вице-губернатора Ульяновской области Михаила Сычева, увольнять никто не собирается. Что уж говорить о простых рабочих, которые уже не первый год занимаются своим делом и знают его, что называется, «на зубок».

   По последним данным, «АвтоВАЗ» предполагает сделать акцент на развитии трех предприятий ДААЗа — это «Автосвет», «ДААЗ Штамп» и «Завод порошковой металлургии». Но это не значит, что остальные будут забыты. Развивать ДААЗ будут в комплексе, однако новое руководство не исключает, что части сотрудников придется пройти переподготовку, о чем откровенно заявляют все знакомые с ситуацией источники.

   Также Владимир Безруков сообщил, что, по мнению Андерссона, культура производства на ДААЗе низкая. В соответствии с этим предстоит значительно изменить не только технологию производства, но и сам подход к работе. Однако трудностей не боятся ни в Правительстве региона, ни на ДААЗе. «Мы готовы помочь заводу всеми возможными способами: на уровне правительства, на уровне Заксобрания и т. д. Главное — чтобы предприятие действовало, — считает Игорь Тихонов. — Конечно, мы не станем строить иллюзий. Многое зависит и от самого предприятия. Производимые комплектующие должны стать конкурентными, иначе сотрудничать с ДААЗом для «АвтоВАЗа» будет невыгодно».

   По его словам, Андерссон и сам признает, что ему будет достаточно трех месяцев, чтобы понять, готов ли димитровградский промышленный гигант меняться и активно работать или не готов. Если выяснится, что перемены — не для ДААЗа, то и продолжать сотрудничество будет бессмысленно.

Решение проблемы

   Уже сейчас предприятие начинает постепенно переформатировать свою работу под новые условия. На ДААЗ уже зашли менеджеры «АвтоВАЗа». И хотя юридически процесс передачи заводов из ОАТ в группу компаний Андерссона продолжается, первые изменения уже происходят.

   Кроме того, менеджмент ДААЗа в режиме «цейтнот» решает вопросы, связанные с долгами. По словам Михаила Сычева, расчет уже начался. Перед рядом поставщиков материалов задолженность уже удалось снизить с 6-месячной до 3-месячной. «Положительная динамика по работе с долгами очевидна», — комментирует вице-губернатор, курирующий промышленность.

   Началась работа и по привлечению инвестиций. Так, например, на расширение «ДААЗ Штамп» понадобится 860 млн рублей. Эти деньги пойдут на закупку нового оборудования, в том числе и для работы над «Ладой Веста». На модернизацию «Завода порошковой металлургии» планируют инвестировать 53 млн рублей. В целом же на работу все над той же «Ладой Веста» в 2015 году запланировано привлечь более 1 млрд рублей. На ряде площадок количество сотрудников увеличат на сто человек, что не соответствует планам предыдущих менеджеров по сокращению штата.

   Правительство намерено помочь сохранить предприятие, причем именно как структуру «АвтоВАЗа». Об этом откровенно заявляют все заинтересованные стороны. Именно поэтому предполагается продление всех налоговых преференций, которые, как считают в «желтом доме», только поспособствуют привлечению новых производств и позволит сделать из ДААЗа полноценный индустриальный парк.

Валерий Васнецов

фото с сайта vesta-pro.ru