Одним из приоритетных направлений в коммунальной сфере является так называемый энергосервис.  Энергосервис — сравнительно недавно возникшая инфраструктура в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Это новый, но чрезвычайно актуальный рынок по предоставлению разнообразных услуг в части сбережения энергии. Он поход на более известные направления - вроде электро-, тепло- и  водоснабжения. В отличие от них, цель энергосервиса — снижение потребности использования ресурсов.

   Мало кто знает, но в Ульяновской области существует ОГБУ «Региональное агентство по энергосбережению и повышению энергоэффективности Ульяновской области», которое и занимается энергосервисом. Однако деятельность организации вызывает большие вопросы, как и деятельность экс-замглавы администрации Ульяновска Александра Черепана, в недавнем прошлом курирующего работу госконторы.

   Для того, чтобы заниматься энергосервисом, изобретать и выдумывать ничего не нужно - все нормативные акты уже разработаны федеральным центром, причем разрабатывались  они при участии представителей из Ульяновской области. Несмотря на простоту организации энергоэффективности, чиновники администрации Ульяновска не смогли или не захотели организовать направление в соответствии со стандартами. Более того, с помощью энергосервиса миллионы бюджетных денег уходили в никуда.

   На протяжении последних двух лет при участии Черепана и с главы городского управления ЖКХ Андрея Ворожецова заключались государственные контракты, направленные на энергосбережение потребляемой энергии в бюджетных учреждениях города  - в школах, детских садах, больницах и поликлиниках. Как рассказал источник Рупора в сфере ЖКХ, эти контракты заключались с большими нарушениями.

   Организация энергоэффективности в соответствии с требованиями нормативных актов подразумевает полный комплекс работ: замену приборов учета электро-, тепло-, водоснабжения замена или утепление окон, входных групп, утепление фасадов. Однако Черепан вместе Ворожецовым якобы одобрили только установку приборов погодного регулирования на теплоснабжение объектов.

   Кроме того, в соответствии с госконтрактом оплата работ подрядчика должна производиться за счет средств, полученных от экономии в результате реализации энергосберегающих мероприятий. Экономия на потреблении тепловой энергии была, но имело место и превышение лимитов на потребление электроэнергии.

   Дело в том, что приборы учета электроэнергии в ходе работ не были заменены, также не были заменены обычные лампы освещения на энергосберегающие лампы.  Более того, никто не провел необходимых мероприятий по обследованию фасадов здания на предмет потерь тепловой энергии. Не были заменены и приборы учета водоснабжения объектов, хотя большая часть из этих счетчиков уже давно вышла из строя, никем не ремонтируется, а уж тем более не обслуживается.

   Стоит ли удивляться, что поставщики энергии, в свою очередь, начисляют оплату за потреблённую электроэнергию, тепло- и водоснабжение по «среднему» тарифу, а бюджет это оплачивает? Стоимость одного энергосервисного контракта составляет порядка 1,5 – 2 млн рублей. За 2 года чиновники-коммунальщики заключили более 100 таких контрактов. Получается, что впустую потрачено около 200 млн бюджетных рублей.

   Несмотря на явный провал организации энергоэффективности в Ульяновске, ныне безработный экс-глава администрации Ульяновска Черепан сейчас метит на большую должность. В прошлом месяце чиновника потребовал уволить губернатор за плохие дороги, но непотопляемый Черепан может занять пост заместителя министра промышленности, ЖКХ, строительства и транспорта. Если скандальному чиновнику отдадут на откуп всю областную «коммуналку»,  ульяновскому ЖКХ, как и всем жителям региона, можно будет лишь посочувствовать.

Василий Коробков