Государственная собственность в России часто становится объектом вожделения многих коммерсантов. Крупные земельные участки под застройки, налаженная инфраструктура объектов и некогда передовые фабрики и заводы можно реализовать с большой выгодой для бизнеса. При этом новых собственников далеко не всегда волнует судьба людей, зависящих от этих объектов – простых рабочих на предприятиях, жителей, зависящих от качества коммуналки. Корреспондент Рупора разбирался, как обстоят дела с приватизацией государственной собственности в Ульяновске.

Приватизация в России

   После распада СССР госсобственность страны под восторженные крики про рыночную экономику и рассказы про эффективных частных собственников начали раздавать коммерсантам. Этот процесс получил название «приватизация»  - продажа государственной или муниципальной собственности в частные руки. 

   Через пару лет в обиходе граждан слово «приватизация» в буквальном смысле стало ругательным. Благодаря передаче в частную собственность миллионы людей лишались работы, предприятия разваливались, на оставшихся заводах зарплату задерживали годами. 

   После 90-х годов ситуация в России стабилизировалась, но в последние годы тема приватизации вновь стала подниматься на всех уровнях власти. Несколько ульяновских предприятий, ещё недавно находившихся в государственной собственности, тоже ушли в частные руки. 

Частный бизнес в ЖКХ

   Передел в сфере ЖКХ вызывает у граждан куда больший отклик, чем в других, несмотря на то, что приватизация напрямую не связана с этим процессом. Горячая вода, свет и тепло в батареях,  самые, казалось бы, примитивные блага цивилизации, перейдя под контроль коммерсантов, часто становятся поводом для скандалов.

   Несколько лет назад начался перевод жилого фонда из государственных управляющих компаний в частные компании. К примеру, в Заволжье ООО «Жилстройсервис», заполучив новые дома в своё распоряжение, сходу заявило жильцам о поднятии цен аж на 40%. 

   Недавно в Ленинском и Железнодорожном районе объявились другие частные конторы, занявшиеся переманиванием домов из ГУКов в свои тёплые объятия. Этим вопросом уже занялась региональная прокуратура.

Оптимизация УАЗа

   Другой пример – «Ульяновский автомобильный завод». В 2013 году группа «Соллерс» приобрела госпакет УАЗа и довела свою долю во владении предприятием до 81%. До этого компании уже принадлежало 67,77% завода. 

   После этого завод ожидала череда оптимизаций. В 2015 году через объявления в AVITO эффективный собственник начал избавляться от «лишних» активов УАЗа. По информации 73online, в продажу тогда поступили бизнес-центр UAZ – узнаваемый символ автозавода, база для хранения и торговли ГСМ, автобаза, офисный центр, турбаза «Сосновый бор 2», овощехранилище и т.д. 

   Вместе с новым владельцем пришли и ежегодные сокращения рабочих дней – завод сокращал то на день, то на два производственную неделю. Стали классикой так называемые «вынужденные» каникулы, когда вставал весь конвейер.

Кто на очереди?

   Несколько оставшихся на плаву государственных предприятий, выращенных на бюджетных хлебах и приносящих прибыль как в региональный бюджет, так и в копилку самой компании, вполне возможно, ждёт та же судьба. 

   В 2015 году в ульяновском Законодательном собрании приняли Прогнозный план приватизации государственного имущества. В 2016 году в документ под названием «О внесении изменений в Закон Ульяновской области "О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2016 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2016 - 2018 годы» попали несколько крупных государственных предприятий.

   Среди них оказалось АО «Тепличное», выращенное из тепличного комбината в Баратаевке в далёких 70-х годах прошлого века, сейчас – вполне рентабельное предприятие. Общая площадь хозяйственных комплексов, согласно документам на сайте – 104 гектар. Чистая прибыль «Тепличного» в 2014 году составила 111,7 млн рублей. Предприятие уже пытались продать в 2013 году. Согласно закону, предприятие должны были приватизировать во втором полугодии 2016 года.

   В том же списке значится АО «Средняя Волга», занимающаяся с 2001 года доставкой продуктов питания в учреждения медицинского и социального обслуживания, детские и образовательные учреждения региона. То есть компания, занимающаяся одними из самых важных социальных нужд жителей области, должна теперь приносить прибыль какому-то бизнесмену.

   МУП «Ульяновскводоканал» тоже вполне может оказаться в частной собственности. После лишения прибыли, которое предлагает устроить Федеральная антимонопольная служба, предприятие быстро придёт в упадок и за бесценок попадёт в чьи-нибудь ловкие руки.

Фото: nb.kz