Министерство здравоохранения Ульяновской области при своем бывшем руководителе Павле Дегтяре имело статус открытого и прозрачного ведомства. Нынешний министр Рашид Абдуллов сейчас работает в таком же ключе – старательно отвечает на вопросы и даже лично принимает журналистов по отдельным темам. Однако сомнительные госзакупки минздрава чаще всего остаются тайной за семью печатями. Рупор попытался разобраться, почему к тендерам на лекарства возникает так много вопросов у антимонопольщиков.

Минздрав vs УФАС

   В Ульяновске уже много лет работает крупная государственная компания АО «Ульяновскфармация». Компания, когда-то давно выросшая из государственной сети аптек, сейчас представляет собой преуспевающие предприятие. Фирма по-прежнему контролируется региональным правительством. В 2016 году на базе компании даже открылся цех по производству медицинских изделий.

   Однако последние несколько лет «Фармацию» преследуют скандалы.  Чего стоит только загадочная смерть бывшего председателя совета директоров компании Владимира Ежкова  - по версии следователей он покончил с собой, застрелившись из ружья. Можно вспомнить также историю мальчика-инвалида из Димитровграда, который несколько месяцев не мог получить жизненно необходимых лекарств.

   В 2017 году у «Фармации» не заладилось с госконтрактами. До сих пор не удалось освоить два внушительных контракта - на 587 млн и 392 млн рублей. УФАС аннулировало итоги крупных аукционов.

   Антимонопольщики нашли нарушения в закупке лекарств для ульяновских больниц. Региональный минздрав, по данным УФАС, составил документацию таким образом, чтобы в аукционе смогла победить только  «Ульяновскфармация». На прошлой неделе Арбитражный суд согласился с доводами УФАС и оставил в силе его решение об отмене результатов аукциона на 587 млн рублей.

   Контракт на 392 млн антимонопольная служба также аннулировала в начале года по аналогичной причине – включение в состав столь разных лекарств в один лот приводит к необоснованному ограничению конкуренции. Аукцион касался оказания услуг по обеспечению лекарствами отдельных категорий граждан, имеющих право на льготы.

   В Арбитражном суде Ульяновской области иск от минздрава даже не стали рассматривать, отказав в принятии заявления. Но в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде в Самаре отменили это постановление и вернули дело в ульяновский арбитраж на повторное рассмотрение. Завтра в суде состоится очередное заседание по делу.

Новый скандал?

   Контракты минздрава с «Ульяновскфармацией» вызывают много вопросов, но на этом скандалы, связанные с госзакупками ведомства, не прекращаются. Сейчас минздрав разыгрывает тендер для  26 медучреждений Ульяновской области,  которым вновь могут заинтересоваться антимонопольщики. Аукцион на закупку дезинфицирующих средств на сумму 24 млн рублей стартовал в сентябре.

   По словам источников, закупка якобы создана специально для подмосковного ОАО НПО «Новодез». Эта и аффилированные ей организации прославились сразу несколькими крупными скандалами в Хабаровском крае и в Республике Башкортостан.

   Башкирское УФАС в 2016 году дважды пресекло попытки проведения совместного аукциона на закупку дезинфицирующих средств. Кроме явного ограничения монополии в контракте, башкирские антимонопольщики нашли в требованиях к средствам нарушение требований СанПиН. Проще говоря, если бы закупка состоялась, то жители республики могли получить дезинфицирующие средства, не соответствующие санитарным нормам.

   В Хабаровском крае деятельность ОАО НПО «Новодез» вылилась в уголовное дело в отношении главы местного минздрава Александра Витько. Причём там расследование было инициировано УФСБ, сообщает информационное агентство EastRussia. По его данным, конфликт вылился в противостояние прокуратуры и УФСБ. По версии следствия, Витько поспособствовал победе в конкурсе на поставку дезинфицирующих средств звенигородскому ООО «Чистая планета», дистрибьютору подмосковного ОАО НПО «Новодез».

Система двойного контроля

   Министр здравоохранения Ульяновской области Рашид Абдуллов в разговоре с корреспондентом Рупора сообщил, что вообще первый раз слышит про компанию «Новодез». Также он заверил, что для контроля в сфере госзакупок региональный минздрав разработал целую систему регулирования.

   «В целях предотвращения неэффективного расходования бюджетных средств областного бюджета Ульяновской области, при осуществлении крупных и значимых закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждений, подведомственных министерству осуществляется двойной контроль. На первом этапе документы на осуществление закупки рассматриваются Комиссией по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждений, подведомственных министерству созданной при министерстве.

   На втором этапе, документы на осуществление закупок, только при условии одобрения на первом этапе передаются на рассмотрение областной Комиссии по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ульяновской области. И только при условии одобрения данных закупок на обоих этапах начинается процесс проведения процедур закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ», - рассказал Абдуллов.

   Ответили в минздраве и на вопрос, почему антимонопольщики находят много нарушений в закупках, организованных министерством. "Мы считаем, что эти решения - субъективное мнение УФАС. В разных регионах существует различная практика осуществления закупок и управления УФАС в схожих вопросах выдают разные решения. Наши юристы пойдут до самых высших инстанций, чтобы отстаивать свою позицию", - сообщила начальник отдела государственных закупок министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Марина Бакуева.

   Но если предположить, что Рашид Абдуллов всё-таки знает о потенциальном участнике закупки компании «Новодез», то в таком случае работу минздрава вряд ли можно назвать открытой и прозрачной. Тем более, что на кону  - не просто 24 млн бюджетных рублей, но и здоровье тысяч  ульяновцев.

Фото: vademec.ru