«Ульяновский моторный завод» во времена Великой Отечественной войны был одним из важнейших предприятий города. Двигатели, производимые на УМЗ, вагонами отсылали на фонт, чтобы обеспечить технику. Однако теперь объёмы производства заметно снижены, продукция завода не столь востребована, как в былые времена, а работников регулярно отправляют на «каникулы».

   Всё для фронта, всё для победы    

   В начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, в Ульяновск эвакуировали часть цехов Московского автомобильного завода имени Сталина. В конце апреля 1942 года собрана первая машина - «трехтонка» ЗИС-5, обеспечивающая нужды Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Тогда же завод переименовали в УльЗИС.

   В годы войны предприятие, как и вся промышленность СССР, обеспечивало оборонзаказ. Всего за военный период на территории завода, не считая сборки импортных «Студебеккеров», было изготовлено и отправлено на фронт более 7 тысяч грузовиков и свыше 25 тысяч двигателей.

   6 сентября 1944 года Приказом Наркома среднего машиностроения появился «Ульяновский завод малолитражных двигателей». Его выделили из состава УльЗИС. Автомобильное производство перевели на другой берег Свияги. 

   В 40-50-е годы завод начал осваивать продукцию мирного назначения. На предприятии начали выпускать малолитражные двигатели Л 6/3, УД-1, УД-2, лодочные моторы «Стрела» и «Ветерок-8». 

   УМЗ на гражданке

   После Великой Отечественной предприятие стало одним из важнейших промышленных локомотивов как региона, так и всей страны. Военные и послевоенные годы можно назвать производственным расцветом завода. Тогда же начали внедряться самые передовые решения инженеров и конструкторов в двигателестроении.

   С 1951 года на «Моторном заводе» запустили первую в стране автоматическую линия по производству алюминиевых поршней для моторов к автомобилям ЗИЛ-130. 

   Кроме двигателей завод освоил и наладил выпуск товаров народного потребления.

   31 июля 1968 года приказом Министерства автомобильной промышленности СССР «Ульяновский завод малолитражных двигателей» переименован в «Ульяновский моторный завод». Предприятие приступило к освоению производства автомобильных двигателей. 28 октября 1969 года на конвейере цеха №21 был собран первый автомобильный двигатель УМЗ-451 для комплектации автомобилей повышенной проходимости и грузовых автомобилей.

   В советское время дела у завода шли отлично. С 70-х годов начинается выпуск модернизированных конструкций: УМЗ-451М, УМЗ-414. Продукция «Моторного завода» не раз удостаивалась Государственного Знака качества.

   Перестроечный кризис

   Во времена перестройки темпы производства на УМЗ резко сократились. Часть сотрудников  перевели на 4-хдневку, часть сократили или отправили в административный неоплачиваемый отпуск.

   Но всё же завод смог найти свою нишу - основной продукцией предприятия в 90-е становятся автомобильные двигатели УАЗов и ГАЗелей. 

   Несколько раз предприятие меняло форму собственности и владельцев. В ноябре 1992 года Ульяновский моторный завод преобразован в акционерное общество открытого типа «Волжские моторы». 

   В 2001 году завод ушел в холдинг «группы ГАЗ» и вошел в состав дивизиона «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили». В январе 2006 года производству вернули родное наименование - «Ульяновский моторный завод». 

   Потери и экономические трудности УМЗ

   10-е годы двадцатого столетия ознаменовались для «Ульяновского моторного завода» чредой утрат и экономических трудностей.

   По роковому стечению обстоятельств, в июле 2011 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, в результате несчастного случая в возрасте 42 лет погиб генеральный директор УМЗ Евгений Русяйкин. Это событие становится настоящим шоком для сотрудников завода. 

   В 2010-х годах Ульяновский моторный завод, как и ряд других крупных предприятий области, находится в тяжелом экономическом положении. С заводом по причине больших задолженностей судится ряд крупных компаний. В 2015 году «Газпром межрегионгаз Ульяновск» направило в суд банкротный иск на УМЗ, поскольку то задолжало газовикам 30 млн рублей. 

   Гигантская задолженность накопилась в связи с обслуживанием социальной сферы, которая числится на балансе предприятия. Надо отметить, что сумма долга на тот момент превышала уставной капитал предприятия, который на 31 декабря 2013 года составлял 25 млн рублей. «Газпром» пытался себе вернуть эти средства разными путями с 2013 года. 

   Помимо «Газпрома» судиться с «Моторным заводом» взялись и такие гиганты, как ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (город Саратов) и «Ульяновскводоканал». Там счет шел также на десятки миллионов.

   Кризисное положение в стране и неблагоприятная экономическая ситуация на автомобильном рынке России, сложившаяся в 2014 году, не привела к существенному спаду производства и банкротству УМЗ. Завод пока остаётся на плаву, несмотря на сокращающиеся заказы производства. 

   «Лечение» от этой «болезни» в нынешние времена придумали одно – систематическое сокращение рабочих дней и корпоративные отпуски, чем и занимается руководство предприятия и по сей день.

Фото: auto-nowosti.ru