Накануне губернатор Сергей Морозов рассказал о планах развития велосипедной инфраструктуры в регионе. Так, в Ульяновской области планируется построить более пяти километров велодорожек на сумму 47,5 миллионов рублей. Получается, что в среднем километр велодорожки будет обходиться  чуть более чем в 9 миллионов. Нужна ли в таком случае велоинфраструктура в нашем регионе?

   Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь нужно понимать, что велосипед представляет собой полноценное транспортное средство и выполняет не только спортивно-развлекательную функцию. В Европе велосипед уже давно является альтернативой общественному транспорту и личному автомобилю. Не забегая далеко, в Москве уже полноценно развивается велосипедная инфраструктура, которой активно пользуются граждане,  так как больше половины москвичей имеются дома велосипед. Чем мы хуже?

   Почему-то многие в России уверены, что велосипедная инфраструктура это не про нас. Причин находят много. Главной причиной, конечно же, является погода. Люди думают, что в нашей стране велосипедный сезон составляет всего три месяца летом, дальше же становится слишком холодно и вообще дороги не подходят для катаний, только к авариям приведет. На самом же деле при хорошо налаженной велосипедной инфраструктуре  на велосипеде можно кататься круглый год, тем более  с таким климатом, как в Ульяновской области. Примером служит Финляндия, где велодорожки востребованы практически круглый год. К слову среднегодовая температура и природные условия там такие же, как у нас в средней полосе.

   На самом деле большинство жителей Ульяновской области не могут пользоваться велосипедом регулярно, так как это просто небезопасно. Из-за того, что велосипеды не отделены от основного транспортного потока, люди вынуждены ездить либо по проезжей части, либо по тротуарам, что ведет к большому количеству аварий. В первом случае риску подвергается велосипедист, во втором – пешеход. Именно поэтому  важно создать именно отдельную инфраструктуру.

   Вопрос вызывает лишь то, с какой ответственностью местные чиновники подойдут к созданию велоинфраструктуры. Сейчас в Ульяновске есть лишь несколько километров велодорожек, которые начинаются из ниоткуда и ведут в никуда. То есть ульяновец, который использует велосипед в качестве транспорта просто не сможет добраться куда-либо, используя нынешние горе-дорожки. Ответ напрашивается сам.

   В это же время советник губернатора Ульяновской области по вопросам развития велодвижения Татьяна Державина утверждает, что за последние годы они провели большую работу по развитию велосипедного движения, результат которой можно увидеть в населенных пунктах региона, в том числе и в Ульяновске. Если велодорожка, начинающаяся около Ленинского мемориала, является результатом, то можно с уверенностью сказать, что велоинфраструктура в регионе пока ещё совсем в зачаточном состоянии. В равной степени вместе с велосипедистами по этой дорожке гуляют пешеходы, а иногда и разъезжают машины, что является грубейшей ошибкой.

   Министр транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин доложил, что в планах расширить тротуары для велодорожек и сделать пешеходные зоны. Недоумение вызывает лишь то, что за последние десять лет наблюдалась тенденция расширения проезжей части. Примерами служат отрезок улицы Гончарова от Центробанка до улицы Энгельса, или улица Гагарина, на которой осуществляется четырехgолосное движение.

   Кроме того хочется верить, что велодорожки не станут очередным местом незаконных махинаций с деньгами. Это может серьезно сказаться на безопасности передвижения велосипедистов. Особенно если дорожки будут  на одном уровне с проезжей частью.  В таком случае недобросовестные должностные лица могут делать заборы любой величины, но это не убережет от их халатного отношения к своим обязанностям.

   Почему -то уже имеющийся откровенно неудачный опыт создать даже «пробник» велосипедной инфраструктуры не заставил чиновников разумнее подойти к вопросу постройки велодорожек. Вероятно, это связано с тем, что транспортной функции велосипеда не уделяют должного внимания. Создается ощущение, что эти «огрызки» велодорожек нужны лишь для отчетности. Примером является «глобальный» проект в Карсуне где велоинфраструктура составит аж полкилометра.

   При всём этом основными противниками развития велодорожек являются автомобилисты. По мнению экспертов, люди с личным автомобилем — первые, кто должны требовать хорошей велосипедной инфраструктуры.  Связанно это с тем, что часть людей пересядет на велосипед, освободив проезжую часть. Даже сужение дороги не приведет к затруднению передвижения. Положительным примером может послужить Нью-Йорк, где после реконструкции улиц число аварий заметно сократилось, а средняя скорость движения автомобилей только увеличился.

   Тем не менее, не смотря на то, развитие велоинфраструктуры в нашем городе проходит не совсем так как нужно, важно, что оно вообще идет. Несколько лет назад в правительстве вообще не задумывались о том, что велосипед может быть полноценным транспортным средством. Пожелаем удачи в реализации планов.