Две недели назад крупные ульяновские больницы – ЦГКБ и УОКПБ опубликовали в рамках общественных обсуждений проекты конкурсной документации на услуги по питанию пациентов. Эти закупки сразу же стали объектом внимания федеральных экспертов в области питания, которые негативно высказались по ним. По их мнению закупки преследуют собой одну цель – экономия в ущерб качеству.

   В частности, координатор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко высказал мнение, что документация для проведения конкурсов подготовлена просто формально. По его словам, так как больницы проводят конкурс, а не аукцион, то предполагается качество услуги, а выигрыш не должен быть за счет цены.

   По мнению Александра Бражко, нестоимостные критерии, которые используют больницы, связаны с питанием опосредованно, используются формально, не используют возможности, предоставленные законом о контрактной системе для организации выбора лучшего поставщика качественных продуктов питаний и блюд. В документации не используются критерии, связанные именно с качеством услуги, а установленные критерии не обеспечат возможность получения значительного преимущества участникам конкурса, предлагающим лучшие условия для потребителей без необоснованного снижения цены. В итоге, не позволяя победить за счет не ценовых критериев, Заказчики провоцируют участников конкурса на снижение цены, что в отсутствие прозрачности ценообразования несет прямую угрозу жизни и здоровью пациентов.

   Александр Бражко с целью предупреждения возможного нарушения прав пациентов учреждений здравоохранения предлагает больницам внести изменения в документацию по результатам общественных обсуждений. В частности он предлагает учитывать критерии, связанные с наличием и работоспособностью производственного оборудования, обеспечивающего правильное хранение и контроль качества продуктов, наличие лабораторного контроля, проведения дезинфекций производственных помещений и транспорта, учет квалификации персонала, соответствие производственных помещений и процессов требованиям норм и правил. А использование таких критериев, как деловая репутация в виде благодарственных писем, не говорит о квалификации исполнителя и его сотрудников, а лишь о том, что у организации хорошо работает пиар-служба.

   Мы убедились в словах эксперта, проанализировав опубликованную документацию. Действительно, опубликованные критерии вряд ли позволят выбрать наилучшие условия организации питания. Причем, например, в УОКПБ планируется доставка готового питания, но документация никак не учитывает наличие или отсутствие у исполнителя действующих пищеблоков в непосредственной близости от больницы, спецтранспорта, водителей, оборудования, емкостей для доставки питания. Видимо руководство больницы считает, что для пациентов важнее благодарственные письма, а не качество и безопасность питания.

   Нужно отметить, что Александр Бражко в конце ноября планирует провести в Ульяновске конференцию по вопросам качества питания в социальных учреждениях. И, наверняка, пример ульяновских больниц станет одним из основных кейсов «как делать не надо».