Накануне правительство РФ ввело запрет на два года на государственные закупки иностранных систем хранения данных для государственных и муниципальных нужд. В постановлении идет речь о закупке жестких дисков и электроники для организации баз данных для электронного правительства, систем госуслуг, пенсионного фонда и прочих учреждений. Одновременно новый закон должен поддержать отечественных производителей электроники. Идея сама по себе неплохая, но о том, как, скорее всего, будет исполнено постановление, читайте в нашем материале.

   Запрет вступит в силу с 2020 года. Он коснется техники, у которой по единому реестру радиоэлектронной продукции есть аналоги отечественного производства. По оценкам предприятий промышленности, объем данного рынка в госсекторе составляет около 8–9 миллиардов рублей ежегодно.

   Начать следует с того, что в России вообще нет производства подходящей электроники. Все сетевое оборудование, которое презентуют специалисты из Сколково, являются китайскими аппаратами производства компании Huawei с переклеенными шильдиками. А иногда сколковцы даже не заморачиваются с переклейкой и просто клеят поверх китайского шильдика наклейку с какой-то своей маркировкой. Ну и ценник за счет этого шильдика повышается в два-три раза.

   Производство емких жестких дисков, используемых в качестве накопителей информации есть только на Тайване. Производители электроники со всего мира закупают жесткие диски именно там. В свое время, когда на Тайване произошло наводнение, цены на эти комплектующие подскочили в пять раз.

   В России также есть производство жестких дисков. Пензенское предприятие ЗАО «НИИФИ и ВТ» недавно представило на рынке новую модель. Емкость накопителя составляет 50 мегабайт, вес 50 килограммов, а стоимость почти 4 миллиона рублей. Для сравнения, жесткий диск производства компании Seagate, емкостью в 4 терабайт (почти в 10 миллионов раз больше, чем емкость пензенского жесткого диска) и весом чуть меньше одного килограмма стоит 7 тысяч рублей (почти в тысячу раз меньше пензенского изделия).

   Справедливости ради следует сказать, что такие диски используются военными для своих целей и не предназначены для использования в качестве систем хранения данных в гражданских системах.

   Прочие «производители» электроники пользуются либо компонентами иностранного производства, либо используют политику замены наклеек и завышения цен и попадают в категорию отечественного производителя только формально. Так, недавно в СМИ появилась информация о российском производителе SSD-накопителей, но его продукции в продаже никто не видел, а объемы, цена и надежность такого рода накопителей проигрывают жестким дискам.

   Таким образом, госкомпании с 2020 года лишаются возможности закупать продукцию иностранного производства и обязаны будут перейти на продукцию российского производителя, что просто нецелесообразно.

   Фактически в России есть только производство микропроцессоров «Эльбрус», которые по своим параметрам проигрывают зарубежным аналогам.

   Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что госсектор либо на два года полностью лишается возможности закупать электронику, либо вынужден будет переплачивать за ту же продукцию иностранного производства с российской наклейкой.

По своей сути новый закон является очередной лазейкой для относительно честного способа украсть государственные деньги и способом уменьшить эффективность расходования государственных средств.