Прошлой осенью в региональных СМИ прошла масштабная информационная кампания по разъяснению гражданам исключительной пользы от введения в области принципа «альтернативной котельной». Журналисты правительственных СМИ вместе с депутатами заксобрания наперебой хвалили новую тарифную политику, рассказывая как мы теперь наконец-то заживем. Дескать, трубы отопления проржавели, а обеспечить население теплом и одновременно модернизировать систему теплоснабжения можно только при условии введения режима альткотельной. «Никакого повышения тарифов на тепло не будет», — заверяли нас политики. Так ли это, попробуем разобраться вместе с вами.

   Фактически, энергокомпании, работающие в экономическом пространстве России, продавили ряд поправок в закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Ежегодная индексация энерготарифов на уровне инфляции перестала их устраивать.

   Цель альткотельной —переход от полного государственного регулирования цен на теплоснабжение к договорным коммерческим ценам, ограниченным некой верхней  планкой, через которую переходить нельзя. Таким образом государство сняло с себя ответственность за теплоснабжение, отдав тарифообразование на откуп энергетикам.

   Зря мы думали, что бесконтрольное повышение тарифов на теплоснабжение позади, фактически, альтернативная котельная — это способ повышения тарифов под маской заботы о потребителе.

   Для начала, потребителей тепловой энергии заставят платить за нее без учета того, что за счет нагрева вырабатывалась еще и электроэнергия, а соответственно часть тепловой энергии переходит в электрическую. Тем не менее, новые тарифы этого не предполагают.

   Кроме того, вльткотельная предполагает поэтапную монополизацию рынка теплоэнергетики муниципального образования, с последующей ликвидацией муниципальных котельных и переключением их потребителей на ТЭЦ, но с сохранением неоправданно завышенных тарифов.

   Естественно, что в случае аварии на ТЭЦ, под удар попадет гораздо большее количество людей. Так, при аварии на ТЭЦ-1 в 1979 году жилой фонд города Ульяновска на 30 процентов был разморожен и потом восстанавливался в течении трех лет всеми республиками Советского Союза.

   Если рассмотреть насколько выросли тарифы на теплоснабжение в других городах после введения там схемы «альткотельной», то в среднем получится, что тепло подорожало на 30-50 процентов.

   Да, в Ульяновске обещают, что рост тарифов на тепло останется на уровне ежегодной индексации, но при этом не учитывается, что мы и так уже переплачиваем за тепло.

   По примерным расчетам, принимая стоимость топлива в пределах 4,5 тысяч рублей за 1000 куб.м. газа, при КПД в районе 55 процентов, и при расходе  топлива в пределах до 100 куб.м./Гкал  при подогреве теплоносителя до 120°С, укрупнённо стоимость одной Гкал тепловой энергии при энергопроизводстве тепловой и электрической энергий в комбинированном цикле на ТЭЦ, должна лежать в пределах 600 руб/Гкал, а у конечного потребителя не более 1000 руб/Гкал, то есть примерно  в два раза ниже существующих тарифов.

   Наш регион относится к зоне рискованного земледелия, где среднегодовая температура в отопительном периоде (минус 5,7°С при средней температуре холодной пятидневки- минус 31, не совсем комфортна для проживания, требует серьёзных финансовых затрат. Это не Сочи (плюс 5,9°С) или Краснодар (плюс 1,5°С).. Да и вообще-то три четверти территории России находится в сложной зоне. На сегодня около 75 процентов населения проживает в крупных городах и населённых пунктах, в которых в советское время были построены котельные для централизованного теплоснабжения, а в городах - тепловые электростанции-ТЭЦ с комбинированной выработкой одновременно на одном топливе электрической и тепловой энергий. При стоимости одной Гкал 5 рублей 86 копеек в нашей области, энергосистема которой раньше входила в состав "Главцентрэнерго".

   ИПЕМ (Институт проблем естественных монополий) оценил эффекты для населения от введения схемы расчетов тарифа на тепловую энергию по методу «альтернативной котельной». Институт отмечает, что тариф «альткотельной» выше текущего уровня тарифов для всех 19 городов, которые выразили желание стать «пилотными» для внедрения нового метода тарифного регулирования. При этом в 11 из них дополнительный рост тарифов может составить от 20 до 84 процентов.

   При подготовке материала использовалось сообщение за авторством Вячеслава Ковеленова, кавалера «Ордена Знак Почёта», Почётного работника ЖКХ России.