Круглый стол по вопросам организации питания в образовательных учреждениях провели в Липецке утром 13 апреля. Как отметил председатель Липецкого городского Совета депутатов Александр Афанасьев, в городе имеются проблемы с организацией питания, особенно акцентировав внимание на недавней ситуации, когда на торгах при выборе оператора питания стоимость была снижена более, чем на 30%. Для решения этих вопросов городское руководство решило обратиться к опыту других регионов, в частности Ульяновской области.

   В круглом столе помимо липецких чиновников приняли участие генеральный директор ульяновского АНО «Агентство здорового и социального питания» Алексей Волков и председатель правления Ассоциации предприятий отрасли социального питания, член Общественного совета при Минсельхозе России Андрей Плышевский.

   Алексей Волков поделился опытом Ульяновской области в вопросах организации системы питания в образовательных учреждениях региона.

   Так, по словам Волкова, одной из главных проблем отрасли питания в России является отсутствие нормативной базы – законов и стандартов, регулирующих качество социального питания, а также уполномоченных органов в сфере социального питания. Для решения этой проблемы в Ульяновской области был принят региональный закон о социальном питании, соответствующие постановления правительства региона, которые определили методику формирования стоимости питания на основании рыночных цен на продукты питания, создано АНО «Агентство здорового и социального питания», утверждены стандарты социального питания, разработано типовое региональное меню.

   Ульяновская область стала одним из первых в стране регионом, где перешли от устаревшей системы к заключению прямых договоров между операторами питания и родителями, которые оплачивают услугу, что позволило родителям осуществлять ежедневный родительский контроль качества питания.

   Также Волков отметил, что при закупках услуг питания в регионе ушли от аукционов, и перешли к конкурсам и среднесрочным контрактам на 3-5 лет. Это позволило включить в контракты инвестиционные обязательства по модернизации пищеблоков, в результате чего бизнесом за последние 5 лет только в инфраструктуру пищеблоков и обеденных залов было вложено более 200 млн рублей.

   Была затронута и другая проблема инфраструктуры - использование пищеблоков не в соответствии со своим типом. Так как большинство школ построены в советские времена в рамках индустриального подхода, их пищеблоки проектировались в качестве доготовочных, снабжаемых полуфабрикатами централизованными комбинатами питания, которые, в свою очередь, должны быть связаны региональными логистическими центрами. Сейчас во многих таких пищеблоках осуществляется работа на сырье, на что уже неоднократно указывал и Роспотребнадзор, и Прокуратура, выдавая соответствующие предписания.

   В региональном стандарте Ульяновской области заложен именно индустриальный подход организации питания, в том числе с привлечением инвестиций бизнеса. В частности одним из операторов создано современное пищевое производство для изготовления мясных и овощных полуфабрикатов, оснащенное, в том числе, современным пунктом забоя крупного рогатого скота. Мощность предприятия позволяет обеспечить своей продукцией все социальные учреждения региона. Соответственно и модернизация пищеблоков должна осуществляться именно в качестве пищеблоков-доготовочных, куда поставляются полуфабрикаты, изготовленные по ГОСТам для продукции детского питания.

   Выступавший на круглом столе Андрей Плышевский, в свою очередь, неоднократно приводил в пример Ульяновскую область, как регион, успешно решающий проблемы в отрасли социального питания. В частности, он отметил, что такие органы, как АНО «Агентство здорового и социального питания», должны быть созданы во всех регионах для разработки и применения единых подходов, нормативной документации на региональном уровне. Он также поднял вопрос недофинансированности питания, необходимости определения стоимости питания исходя из натуральных норм продуктов, ухода от аукционов и использование конкурсов.

   Также он отметил необходимость перехода на долгосрочные контракты с поставщиками продуктов питания и услуг питания и создания необходимой производственной инфраструктуры – комбинатов питания, производственно-логистических комплексов, которые будут снабжать школы и комбинаты продуктами и полуфабрикатами.

   По итогу круглого стола участники рекомендовали управлению образования Липецкой области рассмотреть возможность реализации озвученных предложений и изучить рассмотреть практику организации социального питания в образовательных учреждениях Ульяновской области.