Большая часть материалов рубрики «Ульяновск, который мы потеряли» посвящена проектам забытым и утерянным в ходе перестройки и развала Советского Союза. Герой сегодняшнего повествования пережил и перестройку, и развал СССР, и последовавшие за ними смутные времена - когда с заводов тащили все подряд, вплоть до электропроводки из цеховых стен. Однако последствия обострения отношений с Украиной оказались для проекта «Руслан» фатальными.

   АН 124 «Руслан», по классификации НАТО «Condor» - самый крупный в мире серийный грузовой самолет. Грузоподъемность до 120 тонн на дальность до 7500 км вкупе с возможностью взлетать и садиться даже с грунтовых аэродромов делают возможным доставку практически любых грузов в любую точку земного шара. Разрабатывать Руслан начали в конце 70-х, а уже в 1982 году опытный образец совершил первый полет.

   С 1984 по 2004 год было произведено 55 самолетов. Часть из них работает в компании «Волга-Днепр», часть «служит» в армии, несколько штук после развала Союза осталось на Украине. Остальные «Русланы» находятся в эксплуатации у иностранных государств и даже на службе в ООН. Любопытно, что за все время эксплуатации было всего 4 авиакатастрофы с участием Ан-124, причем одна из них — в результате испытательного полета.

   «Руслан» на военной службе

   В первую очередь Ан-124 создавался для перевозки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для перевозки и воздушного десантирования личного состава и тяжелой техники. Воздушный монстр способен перевозить на себе 440 десантников-парашютистов, или 880 солдат с полным снаряжением без возможности воздушного десантирования.

   В сочетании с возможностью взлета и посадки с грунтовых аэродромов и дальностью полета в 7500 км Руслан является серьезной машиной, с наличием которой приходится считаться нашим зарубежным «друзьям».В данный момент в составе ВКС РФ находятся 9 Ан-124. Один из них в октябре 2015 года произвел экстренную переброску ЗРК С-400 на авиабазу Хмеймим в Сирии. 

   «Руслан» на гражданке 

   Коммерческая модификация Руслана носит индекс Ан-124-100, и практически ничем не отличается от военной модификации. В настоящее время большая часть работающих самолетов принадлежат ульяновско-московской компании «Волга-Днепр», специализирующейся на грузоперевозках по всему миру. В декабре 2015 года именно «волга-днепровский» экипаж самолета Ан-124-100 подвергся нападению террористов в столице африканского государства Мали городе Бамако.

   «Русланы» «Волга-Днепра» постоянно обеспечивают перевозки крупнотоннажного и тяжелого оборудования на многие значимые события. Тут и перевозка оборудования для первого концерта Майкла Джексона в Москве, и идентичный заказ для концерта Пола Маккартни. «Русланы» перевозили дельфинов, бизонов, оборудование для строительства ГЭС, насосы для ремонта атомной электростанции Фукусима, нью-йоркскую рождественскую елку, карьерные самосвалы для Якутии и газотурбинные электростанции для Крыма. Незаменимый получился самолет. 

   Рассвет и закат «Руслана»

   Ни для кого не секрет, что весь авиастроительный комплекс завода «Авиастар» задумывался для производства именно «Русланов». Где, как не на родине вождя мирового пролетариата производить самолет, который в будущем должен был стать символом советского авиапрома.

   Более 10 лет в Заволжском районе Ульяновска кипела всесоюзная комсомольская стройка.  Микрорайон Новый Город был построен исключительно для работников «Авиастара». Работы по постройке Ан-124 велись с 1984 года. В 1985 году первый собранный в Ульяновске «Руслан» совершил свой первый полет. Но в начале 90-х у завода начались проблемы, впрочем, как и всех промышленных производств в стране. В 1994 году производство «Русланов» было заморожено и все специалисты и инженеры остались без работы. Кто-то ушел в коммерцию, кто-то уехал в другой город в поисках лучшей жизни, а кто-то и просто спился, потеряв смысл жизни и всякую надежду на лучшее будущее.

   Несмотря на то, что все официальные источники указывают, что «Русланы» производили вплоть до середины «нулевых», на самом деле на постепенно умирающем производстве всего лишь доделывали то, что начали еще в советское время. Последний «Руслан» покинул стапеля в 2004 году, но это был доведенный до ума скелет машины, заложенной еще в начале 90-х.

   С тех пор еще не раз поступали предложения по возобновлению производства Ан-124. Первой ласточкой стало заявление о возможном возобновлении производства в 2006 году. Но руководство завода почти сразу же столкнулось с проблемой недостатка кадров. Для производства сложной и высокотехнологичной машины просто необходимы были квалифицированные и опытные работники. Собрать тех, кого выставили на улицу в 90-х не представлялось возможным. На обучение новых специалистов не было ни времени, ни возможностей. Поэтому, несмотря на громкие заявления о возобновлении производства, проекты решено было снова заморозить. Завод приступил к работе над Ил-76.

   Следующую попытку оживить «Руслан» осуществили в 2013 году. Но здесь уже вмешалась политика. Дело в том, что ОКБ Антонова расположено на Украине, а большая часть технической документации, в том числе авторские права и патенты, принадлежат им. Евромайдан и последовавшие за ним события загубили возможность сотрудничества в стратегической и оборонной сфере.

   В настоящее время «Руслан» продолжает летать, и будет продолжать еще как минимум 20 лет. Но никаких надежд на возрождение когда-то передового, а теперь уже понемногу устаревающего проекта, нет. Остается лишь надежда на то, что к моменту выхода последнего «Руслана» на пенсию, воздушные просторы будут бороздить уже новые, еще более мощные и экономичные, самолеты.

Фото: aviastar-sp.ru