В прошлом году в России произошла своего рода революция в сфере дорожного хозяйства. Правительство страны приняло решение установить налог на «большегрузы»: фуры с массой более 12 тонн теперь обязаны платить за проезд по федеральным трассам. Сделано это было с благой целью – собранные средства направлять на ремонт дорог, разбитых тяжелыми грузовиками. Помогло ли это многострадальным российским трассам?

Протесты

   Вчера в Ульяновске прошли протесты против системы «Платон» - поводом послужило будущее увеличение существующего «льготного» тарифа на проезд большегрузов. В отличие от прошлогодних пикетов, перфоманс у ульяновских дальнобойщиков получился совсем не массовый, и больше напоминал пиар-акцию «Партии Роста».

   Но водителей, а особенно их начальство, можно понять – никому не хочется платить лишнюю копеечку, пусть даже и на благое дело. А дело «Платона» действительно полезное, хоть и необычное пока для российских широт.

Зачем нужен «Платон»

   Так что такое «Платон» и зачем его ввели? «Платон» (сокращенное «плати за тонну») —система взимания платы с грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Деньги взимают с перевозчиков в счет возмещения вреда, который наносят дорожному покрытию тяжелые грузовики. Системой управляет компания-концессионер «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). После сбора платы за проезд с владельцев многотонных фур, деньги направляются в бюджет РФ.

Результаты

   Система была запущена 15 ноября 2015 года. Результаты не заставили себя долго ждать. К примеру, всего за первые 4 месяца работы «Платон» собрал в дорожный фонд России около 4,8 млрд рублей, и это при учете того, что система взимала деньги с дальнобойщиков по минимальному тарифу – 1,53 рубля за километр.

   Первые собранные с помощью системы «Платон» деньги Правительство РФ выделило на ремонт в более 1000 км дорог в регионах, а также на строительство и реконструкцию 31 моста. Не стала исключением и Ульяновская область. Например, в сентябре 2016-го был завершен капитальный ремонт участка федеральной трассы «Саранск-Сурское-Ульяновск», на обновление магистрали из бюджета РФ выделялось 403 млн рублей. Стоит ли после этого спорить о целесообразности «Платона»?

   По расчётам чиновников, «Платон» в 2016 году соберёт 20 млрд рублей. Изначально ожидалось, что от «Платона» дорожные фонды получат гораздо больше средств - около на 50–60 млрд руб. в год. Однако снижение первоначальных тарифов, в угоду перевозчикам  - с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр,  значительно снизило потенциальные доходы. Поэтому Правительство решило увеличить плату за проезд многотонных фур по трассам страны. С февраля 2017 года тариф «Платона» поднимется до 2,61 руб., а с июня — до 3,06 руб. за км. 

   Перевозчики вновь недовольны, и пытаются устраивать немногочисленные пикеты. Однако они не находят поддержки у обычных граждан, которые хотят просто ездить по нормальным, отремонтированным дорогам.

Как в Европе

   Любопытно, что в качестве примера хороших дорог часто приводится Европа. Но ведь там уже давно действуют системы, подобные «Платону»! Практически все европейские страны взимают плату с грузовиков. В Германии этим занимается компания Toll Collect, в Австрии – ASFiNAG, в Словакии – SkyToll. Даже в братской Белоруссии в 2013 году ввели систему взимания платы с автомобилей -  BelToll.  А в 2015 году австрийцы из ASFiNAG инвестировали около 500 млн евро в постройку новых дорог, и около 485 млн - в ремонт уже существующих.

  Конечно, нельзя утверждать, что благодаря «Платону» все федеральные трассы сразу станут идеальными. Но теперь дорожные фонды получают дополнительные средства из бюджета, и, что самое главное, российские бюджетники за это не расплачиваются. А расплачиваются перевозчики, которые из-за «Платона» лишь немного теряют в прибыли. Отсюда и протесты.

   Кстати, одним из популярных аргументов протестующих против «Платона» было повышение цен на повседневные продукты – якобы из-за увеличения стоимости доставки грузов. Однако министр транспорта РФ Максим Соколов уверенно заявил - повышение тарифов в системе «Платон» не вызовет рост цен на продукты. По словам Соколова, в прошлом году рост цен был спровоцирован в первую очередь инфляционными показателями, а доля «Платона» составляла менее 0,1%.

Леонид Лазутин

фото с сайта 24smi.org