В конце этой недели, когда митрополит Феофан простится с Симбирской епархией и покинет Ульяновск, чтобы уехать в Татарстан, для губернатора Сергея Морозова наступят непростые времена. Нашумевшая церковная рокировка спутала все карты в колоде первого лица региона. Ни для кого не секрет, что митрополит Феофан, который хоть и отработал в Ульяновской области чуть больше года, сумел заслужить уважение и авторитет. Как следствие прямая публичная поддержка, которую он оказывал Сергею Морозову, явно добавляла последнему политических очков. Каким образом переезд архипастыря отразится на политических позициях Морозова, выяснял корреспондент Рупор73.

Общий расклад

   Похоже, сами небеса не благоволят Сергею Морозову в его самоуверенном желании стать губернатором еще на два срока. Во всяком случае очевидно, что уход митрополита Феофана в соседнюю Татарстанскую епархию сыграет с репутацией главы региона злую шутку.

   Достаточно вспомнить, как откровенно, открыто и часто владыка Феофан буквально пел гимны Морозову при всяком удобном случае. И надо заметить, тот отвечал взаимностью, поскольку прекрасно понимал и понимает, что православных верующих в регионе значительно больше, чем верящих в управленческий потенциал действующего губернатора.

   Такой симбиоз церкви и власти давал обеим сторонам необходимое: Морозов как бы демонстрировал простым людям, что его кандидатура поддерживается, не побоюсь этого слова, свыше, а церковники в свою очередь получали новые храмы и всестороннюю поддержку от чиновников по всем вопросам.

Митрополит Феофан

   При этом сам склад характера Владыки Феофана (по крайней мере каким мы успели его узнать) исключительно благотворно сказывался на имидже Морозова. Активный и предприимчивый Митрополит, едва приехав в мае 2014 года в нашу область, сразу приступил к деятельности масштабно.

   Именно при нем был открыт Спасо-Вознесенский собор, которого ждали так долго, что даже успели о нем забыть. При нем впервые в истории Симбирска-Ульяновска город с официальным визитом посетил глава православной церкви патриарх Кирилл. При Феофане начались массовые возвращения церковного имущества в лоно РПЦ. При нем было принято несколько принципиальных решений о возрождении храмов и монастырей.

   Этот список можно продолжать еще долго. Причем важно, что абсолютно все эти явления происходили публично. Медийности владыки мог позавидовать даже сам губернатор. Благодаря усилиям Феофана в том числе с именем Морозова верующие стали ассоциировать поднимающуюся из забвения в Ульяновске православную веру. Если подумать, то в сложившейся ситуации единственная заслуга главы региона и заключалась-то только в том, что он позволил себе быть втянутым в эту идеальную с управленческой точки зрения игру митрополита.

Митрополит Анастасий

   Сложно оценивать логику руководителей РПЦ, но трудно представить, чтобы сильного и влиятельного митрополита перевели бы из региона, где ислам считается первостепенной религией, в Ульяновскую область, в которой на самом высоком правительственном уровне предпочтение отдают именно православной вере.

   Между тем, первые отзывы о митрополите Казанском и Татарстанском Анастасии, которые удалось услышать корреспондентам Рупор73 от источников, знакомых с ситуацией, говорят о том, что его характер отличается от того, которым обладает Феофан. Об Анастасии говорят, конечно, с большим почтением, но все же называют его более мягким. И сможет ли владыка Анастасий «потянуть» все проекты, за которые так лихо взялся Феофан, покажет только время.

   Иными словами, выходит, что та самая выгодная для главы региона система, при которой власть прочно ассоциируется с православной верой, оказалась палкой о двух концах. И другой ее конец, вполне возможно, больно ударит по Морозову. И если до этого сделанное Феофаном невольно ставилось в заслугу губернатору, но теперь уже все не сделанное или застопорившееся будут ставить ему в минус.

«Губернатору больше не на что ставить»

   Другой точки зрения на сложившуюся ситуацию придерживается ульяновский политолог Николай Васин, который уверен, что перемены в церковной власти вряд ли коснутся имиджа Сергея Морозова.

   - Митрополит Феофан был очень активным участником ульяновской общественной жизни, очень деятельный человек, но я сомневаюсь, что его уход как-то скажется на губернаторе. Слишком короткий промежуток времени Феофан успел здесь проработать, — полагает эксперт.

   С ним не согласен лидер православного объединения «Симбирская губернская община» Назир Шамсутдинов. Он разделяет мнение о том, что смена церковного руководства, как раз наоборот, может существенно сказаться на имидже губернатора.

   - Показательным является то, что когда в Ульяновск приезжал патриарх Кирилл (а его мнение, скажем так, не последнее в Москве), у них состоялся разговор с губернатором и Феофаном, в рамках которого они достигли определенных договоренностей. Теперь, когда одно из звеньев в этой цепи исчезло, исполнить их губернатору будет сложнее, — делится своим мнением Шамсутдинов.

   Эксперт полагает, что приход «более слабого», по его мнению, Анастасия, конечно, не остановит развитие церкви в Ульяновской области, но снизит темпы развития. «И это в любом случае отразится на Морозове, который может просто упустить эту волну поддержки», — считает Шасмутдинов.

   Вот в таких непростых общественно-политических условиях фактически и начинается борьба за губернаторской кресло, в которой Морозов вдруг потерял один из своих главных козырей. И чем она закончится, пока только одному Богу известно.  

Валерий Васнецов

фото с сайта www.arhperspectiva.ru