Ульяновская ПОЭЗ в очередной раз вошла в список неэффективных особых экономических зон. Об этом сообщила Счетная палата РФ. На ее развитие из федерального бюджета было выделено средств в разы больше, чем ПОЭЗ привлекла инвестиций. Принимаемых мер со стороны властей региона не достаточно для того, чтобы механизм особой экономической зоны стал эффективным, констатирует контрольный орган.

   Неэффективная зона

   По состоянию на 1 сентября 2018 года на территориях 22 регионов Российской Федерации существуют 25 особых экономических зон.

   Счетная палата назвала десять из 25 особых экономических зон, проекты которых являются неэффективными, учитывая соотношение вложенных средств федерального бюджета и привлеченных инвестиций. Среди них – Ульяновская ПОЭЗ.

   В список также вошли «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Моглино», «Иннополис» и туристический кластер под управлением АО «Курорты Северного Кавказа». Из федерального бюджета на их финансирование было направлено 55,1 млрд рублей. Однако объем привлеченных инвестиций составил всего 7,6 млрд рублей.

   Одной из причин сложившейся ситуации стало ненадлежащее исполнение управляющими компаниями, министерствами экономического развития и органами исполнительной власти регионов возложенных на них полномочий по управлению зонами, считают эксперты.

   «Создание и развитие ОЭЗ осуществлялось достаточно медленно, в том числе затягивались сроки строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ, что в ряде случаев приводило к росту стоимости строительства»,— говорится в сообщении палаты.

   Проблема не нова

   Анализ деятельности российских ПОЭЗ в прошлом году также показал неутешительный результат - Счетная палата признала их большинство неэффективными. В число неэффективных вошла и Ульяновская ПОЭЗ.

   При этом к ульяновской ПОЭЗ у Счетной палаты РФ ещё с 2016 года накопилось немало вопросов. Например, палата выявила случаи, когда на выделенные из бюджета деньги объекты строились на «прилегающих территориях». В их числе — реконструкция автомобильной дороги «Ульяновск–Димитровград-Самара», стоимость которой превысила 650 млн рублей. Счётная палата обнаружила, что эта самая дорога находится в 17 км от въезда в ПОЭЗ. Получается, никакого отношения к особой экономической зоне она не имеет.

   Также Счётная палата назвала «не имеющими отношения к ОЭЗ» трату строительство комплекса с перроном на два самолёта. Возведение объекта обошлось федеральному бюджету 800 млн рублей.

   Для справки

   Аэропортовая особая экономическая зона была создана на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1163 от 30.12.2009 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны». ПОЭЗ ориентирована на использование авиастроительного потенциала региона. На ее создание потратили более 3 млрд рублей из федерального и регионального бюджета.

   Компаниям-инвесторам ПОЭЗ предоставляются существенные налоговые и таможенные льготы, среди которых: строительство инфраструктуры и подключение к сетям за счёт государства, налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны, предоставление земельных участков по минимальным ценам, субсидии Ульяновской области и административная поддержка на всех уровнях власти.