В Ульяновской области создано несколько мусульманских семей, в которой у мужчины несколько жен. И количество таких браков продолжает постепенно расти. Более того, тема многоженства становится все более актуальной в России в целом. Некоторое время назад на федеральном уровне начали всерьез обсуждать легализацию многоженства. Корреспондент Рупор73 выяснил, по каким правилам в Ульяновске живут такие семьи и возможна ли легализация подобных браков в нашем отдельно взятом регионе, где количество исповедующих Ислам традиционно достаточно велико.

Новая волна дискуссии

   Вопрос о том, можно ли в России узаконить многоженство уже не в первый раз всплывает в федеральных и местных СМИ. Толчком к очередной волне разговоров на эту тему послужила свадьба начальника одного из чеченских районных ОВД Нашуда Гучигова на 17-летней Хеде Гойлабиевой. Девушку он брал второй женой.

   После этого вся страна буквально раскололась на два лагеря. Одни были уверены, что это национальная и, что немаловажно, конфессиональная традиция, а значит, происходящего не нужного пугаться. Другие были убеждены, что ни женитьба с несовершеннолетней, ни многоженство не могут являться социально нормой.

   Тогда эта тема вызвала огромный интерес. Казалось, что ее обсуждают буквально на всех уровнях. Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов даже предложил легализовать многоженство по всей стране, мотивировав это тем, что такой вид отношений — это реальность, отворачиваться от которой бессмысленно.

Как у нас

   Действительно, свадьба Гучигова и Гойбалиевой — далеко не единичный случай в России. Семьи, в которых муж содержит не одну жену, а две или больше, существуют. Причем есть они и в Ульяновской области. Об этом откровенно говорят все собеседники Рупор73. Правда, их отношение к данному явлению существенно разнится.

   Так, ульяновские историк и религиовед Сергей Петров уверен, что легализация многоженства вряд ли является необходимостью, которую невозможно обойти. «Это такой вопрос, который нужно обсуждать с женщинами, поскольку многоженство противоречит их интересам. Практика показывает, что зачастую они хотят семью, где они будут единственной женой», — рассказывает ученый.

   При этом, по его словам, необходимость легализации многоженства часто объясняют тем, что в России количество женщин превышает количество мужчин. Но выход из этой ситуации, считает г-н Петров, в совершенствовании социальной поддержки одиноких матерей, а не в законодательном закреплении «чуждых обществу порядков».

   Кроме того, по мнению религиоведа, если продолжать эту логику, то нужно будет легализовать и брак с не достигшими совершеннолетия девочками, поскольку Коран допускает это. А такой род отношений противоречит действующим законам России. «Да, Ислам допускает многоженство, но не обязывает к нему. Такая семья — это, скорее, исключение, чем правило. И законодательно закреплять его излишне», — прокомментировал Сергей Петров.

«Таких единицы»

   Несколько другого мнения придерживается имам ульяновской мечети, что на улице Федерации, Расул Хазрат. По его словам, легализация многоженства в России — это неплохая идея, однако если это не произойдет, то нет ничего страшного. «Даже в мусульманских странах, живущих по законам шариата, только порядка 4% семей, в которых более одной жены. В России таких и вовсе единицы», — рассказал священнослужитель.

   По его мнению, отсутствие законодательного разрешения на многоженство в целом не ограничивает мусульман и сегодня. Хотя решиться на это может далеко не каждый. «Завести вторую жену — это большая ответственность: моральная, духовная, материальная», — комментирует имам.

   Как оказалось, Ислам довольно жестко прописывает все условия и правила вступления в такой брак. И немаловажным является то, что заключаться он должен по обоюдному согласию всех сторон. Нередко бывают такие случаи, что мужчина готов взять вторую жену, но ему отказывают, так как у него уже есть первая.

   «В целом я считаю, что легализация таких отношений скорее возможна на региональном уровне. Но в Ульяновской области такое вряд ли допустят. Если только в регионах Кавказа, например в Чечне», — считает Расул Хазрат.

«Не более 4 жен»

   Еще одно мнение корреспонденту Рупор73 высказал другой имам Ульяновской области, который согласился прокомментировать данную тему на условиях анонимности. По его мнению, легализация многоженства — актуальный вопрос. «Было бы хорошо, если бы отношения со второй и третьей женой можно было бы официально оформить», — делится собеседник Рупор73.

   Согласно святому писанию мусульман, мужчина вправе иметь от 1 до 4 жен. Но при этом он обязан и относиться к каждой из них одинаково. Желательно, чтобы каждая жена имела отдельный дом. «Конечно, лучше, чтобы они не сталкивались, потому что есть человеческий фактор — ревность, — рассказывает священнослужитель. — Правда, есть и такие семьи, которые живут в одной квартире. Но тогда важно, чтобы у каждой жены была своя комната».

   Как такового деления обязанностей между женами нет. Каждая из них должна готовить еду, воспитывать детей и т. п. Ночевка с мужем между женами распределяется поровну.

   Уже на сегодняшний день в том числе и в Ульяновской области есть семьи, в которых больше одной жены. Такой брак можно считать вполне традиционным в Исламе, о чем заявили все собеседники Рупор73. Однако при этом далеко на все мусульмане сами готовы к нему. Именно поэтому таких семей пока немного. Но очевидно, что даже без легализации многоженства люди, живущие по законам шариата, продолжат создавать свои, может быть, не совсем привычные большинству россиян союзы.

Валерий Васнецов

Фото с сайта islam.ru