Летом текущего года в Ульяновске была начата реформа общественного транспорта, которая включала в себя обновление подвижного состава, модернизацию системы маршрутов и перевод перевозчиков на регулируемые тарифы. МКУ «Организатор пассажирских перевозок» провело аукционы на обслуживание популярных в городе маршрутов по регулируемым тарифам, заключив с победителями муниципальные контракты. Однако перевозчики, работавшие на тех же маршрутах ранее, лишились свидетельств на право работы. Сейчас по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по факту воспрепятствования предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 169 УК РФ).

   На сегодняшний день более 80% перевозок общественного транспорта Ульяновска выполняется частными перевозчиками по нерегулируемым тарифам без каких-либо дотаций.

   Торги на несколько маршрутов общественного транспорта, которые мэрия Ульяновска решила перевести на регулируемые тарифы, были объявлены в июле 2022 года. При этом мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин неоднократно отмечал, что в приоритете — развитие АО «ПАТП-1».

   Два перевозчика — ИП Марина Юдаева (маршрут № 38) и ООО «Галекс и Ко» (маршрут № 28), которые не были уведомлены об аукционах и по итогам торгов лишились своих маршрутов, — в конце июля обратились с заявлениями в прокуратуру Ульяновской области.

   Кроме того, как пишет «Коммерсант», компания «Галекс и Ко» обратилась в региональное управление ФАС с жалобой о незаконности проведенных торгов. 26 октября комиссия УФАС признала, что МКУ ОПП своевременно не известило перевозчиков и «нарушило запрет на сокращение срока действия свидетельства в отсутствие согласия перевозчика», тем самым нарушив требования антимонопольного законодательства. А 8 ноября в СУ СКР были переданы материалы прокурорской проверки, на основании которых в 10 ноября было возбуждено уголовное дело по факту воспрепятствования со стороны МКУ ОПП законной предпринимательской деятельности (статья предусматривает либо штраф до 500 тыс. рублей, либо лишение должности и 360 часов обязательных работ).

   Как пояснили в прокуратуре, организатор проведенных торгов нарушил требования закона № 220ФЗ (от 13.07.2015) «Об организации регулярных пассажирских перевозок», согласно которым МКУ ОПП было обязано уведомить перевозчика об изменении условий не позднее чем за 180 дней до вступления в силу документа планирования регулярных перевозок. Но обновленный документ планирования по маршрутам вступил в силу 6 июля, а уже 15 июля были объявлены торги, при этом сами перевозчики, работающие на этих маршрутах, не были уведомлены об изменении вида тарифа.

   Руководителем МКУ «Организатор пассажирских перевозок», в отношении которого возбудили уголовное дело, является депутат Ульяновской гордумы Владимир Фадеев, который полает, что все торги были проведены законно.

   Напомним, в сентябре ульяновские власти сообщали, что отберут лицензии у четырех автобусных маршрутов, которые «систематически нарушают свои обязательства и не устраняют нарушения по предписаниям». Это маршруты № 28, 38, 68 и 84. На днях Вавилин заявил, что в ближайшее время по его поручению планируется подача исков в суд для отзыва свидетельств на обслуживание ряда автобусных маршрутов.

   «От ульяновцев продолжают поступать жалобы на работу общественного транспорта. В этой связи мы усилили проверки работы автобусов, готовим иски в суд для отзыва свидетельств у нерадивых перевозчиков. За октябрь проведено 25 контрольных рейдов. В ходе них выявлено значительное количество нарушений на маршрутах №4, 28, 68, 84, 94 и на ряде других. Материалы, составленные по итогам проверок, являются доказательной базой для судебных разбирательств с перевозчиками», – отметил директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев.

   Как отмечают некоторые инсайдеры ульяновских Telegram-каналов, таким образом городские власти намерены вытеснить частных перевозчиков из сегмента городского общественного транспорта, поставив в приоритет развитие ПАТП-1 (для которого сейчас активно закупаются новые автобусы).