Николай Васин — на сегодняшний день один из немногих экспертов в Ульяновской области, который готов давать собственные оценки сложившейся в регионе политической обстановке. Корреспондент Рупор73 решил выяснить у политолога, почему он считает, что Сергей Морозов больше не будет губернатором, что станет с Мариной Беспаловой после предстоящих выборов в Гордуму и какова, с его точки зрения, политическая расстановка сил.

   - Как вы оцениваете политическую обстановку, которая сложилась в регионе?

   - Та прогнозная оценка которую я давал полгода назад заметно отличается от того, что мы наблюдаем сейчас. Полгода назад была большая вероятность того, что экономическая ситуация будет ухудшаться, власти будут вынуждены принимать комплекс непопулярных мер, а это создаст определенное напряжение перед выборами. Сейчас это не подтверждается. Ситуация застыла в своем развитии. Она не улучшается и, видимо, еще не скоро будет улучшаться. Но тех опасений относительно ухудшения социально-экономической ситуации и роста напряженности пока не просматривается. То есть можно говорить, что выборная кампания пройдет без больших потрясений...

   - Вы имеете в виду выборы в Гордуму?

   - Не только. Дело в том, что наши выборы в Гордуму нельзя отделять от выборов, которые пройдут во многих других регионах страны. Это последний год перед выборами в Госдуму и многие политические партии, в том числе и из непарламентского пула захотят о себе напомнить, проявить себя, посмотреть свой рейтинг, заручиться поддержкой и прочее... Нажить себе определенный политический капитал.

   - Иными словами, в выборах примет участие большинство существующих партий?

   - Принять участие в предстоящих выборах будут стремиться многие партии, но явка избирателей, скорее всего, будет невысокой. В Ульяновске очень слабая оппозиция и фактически отсутствует публичная политика. В отличие от других регионов у нас практически не чувствуется пульса политической жизни. Нет публичных политических дискуссий, сопоставления различных взглядов, мнений и т. д.

   Как результат — наблюдаемое снижение уровня поддержки «Единой России» (за последние 5 лет на 230 тысяч избирателей) не приводит к повышению уровня поддержки других партий. Данный факт можно рассматривать как свидетельство выражения избирателями вотума недоверия всей партийной системе. В результате наблюдается настораживающая тенденция: существенный рост числа избирателей, в равной степени не доверяющих ни власти, ни оппозиции.

   Применительно к предстоящим выборам, есть ещё один момент, который может существенно повлиять на отношение людей к политическим партиям. Это очень навязчивая информационная политика власти, которая вызывает всё большее неприятие и отторжение. Известно, что любой политик, который приходит к власти, проходит в своем развитии несколько циклов. Первый цикл — интерес к политику. Если он поддерживается, этот интерес, то избиратели его всегда поддержат. Если избиратели не видят реальных перемен к лучшему, начинается вторая фаза — разочарование. Третья — раздражение. И четвертая — отторжение. Сегодня она достигла такой степени неприятия, что любые, даже самые казалось бы здравые идеи не принимаются людьми только потому, что их озвучил конкретный человек.

   Постоянное провозглашение идей и проектов, нереальных и неосуществимых в обозримой перспективе, при наличии массы нерешенных проблем в области, порождает в обществе все возрастающее раздражение и отторжение. Региональный политический пиар в его нынешнем виде дошел до своего предела. Он уже работает не столько на позитив, сколько на подрыв остатков доверия к региональной власти.

   - Иначе говоря, все, что сейчас говорит губернатор Морозов, воспринимается жителями региона в штыки?

   - Да, идет неприятие по всем фронтам. А это может сказаться на выборах, потому что Сергей Иванович возглавил список партии на выборах в Гордуму. Лучшего подарка для оппонентов не придумать. Потому что уже сегодня говорят так: «Если вы хотите, чтобы Морозова убрали, нужно голосовать против «Единой России». То есть он сам предложил мотивацию, которая может сыграть для него и партии весьма роковую роль.

   - До выборов осталось два месяца, но выборной кампании никто пока не начал...

   - Ну они пока не имеют на это права. Активная информационная фаза кампании ещё не началась. Сейчас идет латентная фаза борьбы, когда создаются штабы, набирается и обучается актив. Ее можно отследить по косвенным признакам.

   - Тем не менее, не думаете ли вы, что все же борьба уже началась в скрытом виде?

   - Эта борьба идет всегда. Политическая борьба не прекращается ни на минуту. Иногда она выплескивается, что проявляется в каких-то скандалах. Но чаще всего она носит не выраженный характер.

   - Вы говорите, что оппозиция слабая. Но все же, если переходить на конкретные имена, есть кто-то, кто интересен вам, кто перспективен, по вашему мнению?

   - Первый момент. То, что обком партии КПРФ возглавил Алексей Куринный, придает определенную интригу политической ситуации. Потому что это личность очень сильная. Единственный, пожалуй, лидер местной оппозиции, который способен вести предметную политическую полемику на любом уровне. И соперников, которые могли бы сойтись с ним лицом к лицу и вступить в дискуссию, у него не так много. И конечно, это вызвало определенное оживление в стане сторонников КПРФ, сторонников Куринного. И это создает интригу. Учитывая, что теперь каждый 4-ый депутат в Гордуме будет идти по партийным спискам, это дает возможность для КПРФ закрепиться на городском уровне.

  Второй момент. В преддверии думских выборов федеральное руководство непарламентских партий постоянно подталкивает свои региональные отделения активизировать свою деятельность. Такую активизацию мы наблюдаем у партии «Родина». Ее особая позиция может помочь ей проявить себя. Пока говорить о ее возможностях еще рано, но ее особое мнение, ее особый взгляд, ярко выраженная оппозиционность — это то, что фокусирует на ней внимание протестно настроенного электората.

   И есть еще третий момент, который дает оппозиции большие возможности. Смотрите, мы находимся в состоянии углубляющегося кризиса. При этом полемики о том, как с ним справляться — нет. И здесь для оппозиции создается прекрасное поле возможностей выступать не только с критикой власти, но и с какими-то интересными, оригинальными предложениями. То, что таких предложений все еще нет, свидетельствует о слабости оппозиции.

   - Как вы думаете, как сложится судьба Марины Беспаловой и Сергея Панчина? Оба успешно прошли праймериз, оба собираются участвовать в выборах...

   - О Марине Павловне могу сказать только одно. Ее демарш в Правительстве снискал ей такой уровень поддержки, о котором можно только мечтать. Поступок, когда женщина-политик, позволила себе в столь резкой форме возразить губернатору — многого стоит. Это показало ее как человека, обладающего высоким чувством собственного достоинства, способного иметь и отстаивать собственное мнение. Ни один мужчина-политик из высших региональных эшелонов власти никогда ни на что подобное не отваживался. А когда это сделала женщина (ну в естественной для нее, может быть, излишне эмоциональной форме), это обратило в ее поддержку столько сторонников, что ей можно не беспокоиться.

   - А Сергей Панчин?

   - Сергей Сергеевич пошел по очень сложному округу. По округу, в котором идет и Назар Шамсутдинов. И это создает определенную интригу. С одной стороны, Панчин — это, пожалуй, один из опытнейших наших политиков, который умеет общаться, умеет говорить, хороший организатор. С другой стороны — Шамсутдинов, оппозиционный политик, ярко заявивший о себе и на этой основе снискавший себе определенную поддержку. Поэтому говорить, кто одержит победу, я бы не рискнул.

   - Стало быть, в 15-ом округе интрига?

   - Да, определенная интрига. Любая интрига играет на повышение явки. Повышение явки приводит на участки больше оппозиционно настроенных людей. Поэтому как будет строиться здесь ситуация, говорить рано. Надо посмотреть, насколько грамотно каждый из них организует избирательную кампанию, насколько минимальное количество ошибок они допустят и насколько эффективно каждый из них сможет провести мобилизацию своего электората.

   - Из всего сказанного хотелось бы остановиться на двух моментах. Во-первых, нет ли у вас мнения о том, что та самая история с госпожой Беспаловой в Правительстве, о которой вы упомянули — заранее спланированный шаг?

   - Я занимаюсь политтехнологиями уже ни один десяток лет и хорошо знаю, что спроектировать подобное невозможно. То, что произошло, произошло импульсивно. Но этот импульс показал, что Марина Павловна — человек с развитым чувством собственного достоинства. И что есть определенная грань, которую она никому не позволит переступать. Люди, имеющие чувство собственного достоинства, когда их начинают незаслуженно и публично критиковать, могут постоять за себя. И такое качество дает преимущества политику.

   - Если и Панчин, и Беспалова окажутся в Гордуме, им предстоит борьба за кресло спикера?

   - Пока заглядывать в будущее сложно. Но я не исключаю, что Марину Павловну и Сергея Сергеевича действительно кто-то попытается столкнуть лбами. Я не думаю, что это в интересах городской власти. Я не думаю, что это в интересах «Единой России». Такие ситуации обычно грамотные, опытные политики стараются «разруливать» так, чтобы не было столкновения. Это вопросы дипломатии. Но если столкнуть их лбами, как некоторые хотят, от этого не выиграет никто, включая и региональные власти.

   - Тем временем стартовала в некотором смысле предвыборная кампания губернатора. Морозов заявляет о своих планах на будущее, готовится отработать еще два срока. Как Вы оцениваете его шансы снова занять эту должность?

   - Я, честно говоря, сомневаюсь, что он в итоге пойдет на выборы.

   - Но он заявил, что пойдет.

   - Это пока ни о чем не свидетельствует. Это его право, его желание... Почему я сомневаюсь? Подойдем с другой стороны к предстоящим выборам. Ситуация вокруг России, санкционное давление, попытки добиться ухода Путина в отставку сегодня таковы, что с большой долей уверенности можно предположить, что Президент Путин будет баллотироваться в 2018 на новый президентский срок. Путин не из тех, кто поддается внешнему давлению. К тому же уровень его поддержки как никогда высок. В этой ситуации для него крайне важным становится успешное проведение выборов в Госдуму в 2016 году и обновление губернаторского корпуса. Он несомненно заинтересован в том, чтобы на должности глав регионов сегодня претендовали политики способные на грамотные и эффективные действия по руководству регионами в условиях кризиса и западных санкций, обладающие потенциалом роста доверия населения, который бы позволил им содействовать успешному проведению выборных кампаний 2016 и 2018 годов.

   К 18-му году, если Сергей Иванович будет избран, сколько лет он уже будет у власти?

   - Порядка 14 лет.

   - Сохранять так долго уровень поддержки невозможно. Его рейтинг уже сегодня имеет устойчивую тенденцию к снижению. А теперь давайте зададимся вопросом - он отвечает этим критериям? Вопрос. Большой вопрос.

   О том, что кадровой, внутренней политике в администрации президента сегодня уделяют особое внимание, свидетельствует то, что отправлен в отставку помощник президента по вопросам кадровой политики и госслужбы Сергей Дубик, сменено руководство управления региональной политики Администрации Президента.

   На этом фоне не забывайте: несмотря на попытку добиться досрочной отставки и досрочных выборов у Морозова ничего не получилось. Все это указывает на то, что в 2016 году у нас будет другой губернатор. Я думаю, к Сергею Ивановичу больших претензий нет, потому что определенная стабильность есть, не было никаких взрывов социальных, протестов. Поэтому ему, возможно, предложили провести городские выборы и будут смотреть по их итогам. То есть дали шанс. Но учитывая, что Сергей Иванович среди городского электората более непопулярен, чем среди сельского, я думаю, тут шансы небольшие. Надо понимать, что Сергею Ивановичу нужен ошеломляющий успех на городских сентябрьских выборах. Честно говоря, у меня это рождает очень большие сомнения.

   - А как вы думаете, кто может стать его основными конкурентами?

   - В последнее время федеральный центр активно делает ставку на предложение политиков на должности глав регионов не связанных с региональными политическими элитами. Посмотрите, в Нижнем Новгороде, в Самаре... И они себя неплохо проявляют. Поэтому может прийти кто-то из тех, кто когда-то был в Ульяновске, знает здесь все — раз. Во-вторых, может прийти кто-то из тех, кто представляет крупные финансово-промышленные группы и способен не только прийти, но и прийти сюда с большими возможностями по развитию региональной экономики — тоже нельзя исключать. Но сейчас, я думаю, никто особенно об этом говорить не будет.

Беседовал Валерий Васнецов

фото с сайта bezformata.ru