В Ульяновске следователи раскрыли изнасилование и убийство 11-летней девочки, которую расчленил маньяк. Расправа над ребенком произошла 34 года назад, однако выйти на след преступника удалось лишь сейчас. О подробностях ужасной трагедии рассказали в региональном следственном комитете.

   Вечером 16 марта одиннадцатилетняя школьница, тихая и скромная девочка Оля как обычно по просьбе родителей вышла за хлебом в соседний магазин. Купив буханку, девочка поспешила обратно. Но в тот день до дома Оля так и не дошла. Родители начали переживать, устроили поиск дочери, но их усилия были тщетными. Ночью к ним подключились сотрудники милиции, в городе среди правоохранительных органов была объявлена всеобщая тревога: «В Засвияжском районе Ульяновска пропала 11-летняя девочка, проживающая по улице Артема». Но и это не принесло результатов, ребёнка так и не нашли.

   Патрули прочесывали улицы Засвияжского района, искали свидетелей, которые могли последними видеть Олю, допрашивали всех, кто проживал недалеко от семьи Сазоновых. Почти через месяц, 11 апреля, страшная находка дворника парализовала весь город.

   Ранним утром в мусорном контейнере дома 27 по улице Рябикова была обнаружена голова девочки, два отчлененных голеностопа в носках, детская меховая шапочка и жакет.

   Заключения судебно-медицинской экспертизы: девочка умерла от удушья. На ее лице было много ссадин и ран, а также множественные кровоизлияния.

   Однако на этом жуткие находки не закончились. Еще через 6 дней, 17 апреля, в мусоропроводе домов № 22 и № 44 по улице Минаева нашли два отчлененных бедра. Они тоже принадлежали маленькой Оле.

   Город просто лихорадило от таких событий. оперативники расставляли засады в подъездах по всему городу, следователи работали сутками, без сна и отдыха, ночью проводили оперативные совещания. Люди продолжали бояться, родители забирали своих детей из школы, не отпускали их на улицу одних. Страх и паника сковала горожан.

   Десятилетия, даже выйдя на пенсию, Виктор Александрович Черкашин продолжал искать преступника, проверял совместно с оперативными психически нездоровых людей, лиц, совершавших преступления на сексуальной почве, педофилов. Именно он возглавлял отдел по раскрытию тяжких преступлений против личности УВД Ульяновской области в те годы.

   В 2018 году в Экспертно-криминалистическом центре УВД была выделена ДНК преступника, оперативники регионального управления и МВД России возобновили работу. Впоследствии в Следственном комитете приостановленное уголовное дело подняли из архивов, его расследование поручили опытному следователю по расследованию особо важных дел Виджею Новрузову. Руководитель следственного управления Сергей Михайлов взял дело на свой личный контроль.

   Множество вопросов рождалось в течение расследования: Почему убийца решил разбросать части тела девочки по разным районам города? Хотел ввести следствие в заблуждение? А может он продолжал издеваться над бедными родителями?

   Отрабатывалась версия об убийстве Оли лицом, проживающим в одиночестве недалеко от их дома. Это позволило следователю сузить круг поверяемых лиц.

   По результатам судебно-медицинской экспертизы выяснилось, что после пропажи школьница была жива еще на протяжении примерно двух недель, а расчленили ее в пределах нескольких суток до обнаружения первой страшной находки — головы и голеностопов. Значит, эти дни части тела должны были храниться в условиях, исключающих промерзание и быстрое гниение, скорее всего на балконе (тогда была небольшая минусовая температура). Вряд ли примерный семьянин сможет хранить части тела девочки по соседству с со своей семьей. К тому же, расчленение было произведено слишком аккуратно. Все разрезы были выполнены по суставам и без повреждения мышечной ткани (Изначально даже отрабатывалась версия совершения преступления медицинскими работниками). Убийца не спешил, поскольку прятать тело от домочадцев не нужно было, и получал максимальное удовольствие от жуткого процесса, рассказывал следователь, ведущий дело.

   И снова – допрос десятка свидетелй, сравнительные экспертизы по ДНК-профилю спермы, оставленной преступником на бедре девочки. И наконец - совпадение по генотипу.

   Мужчина проживал в одиночестве в соседнем доме. Его допрашивали еще в мае 1987 года. Больше всего следователя удивила «фантастическая память» мужчины. На допросе 16 мая (спустя 2 месяца после пропажи Оли) он досконально помнил, чем и во сколько занимался в тот день

   Перепроверили его алиби, и оказалось - коллега, которому он якобы помогал с переездом, был даже не знаком с мужчиной. Женщина, с которой он проводил вечер 16 марта, тоже не общалась с ним.

   «Примечательным было и то, что в этот период мужчина занимался ремонтом своей квартиры. Этот факт имел немаловажное значение, ведь на отчлененных бедрах девочки были обнаружены следы бытовой краски. Своего автомобиля у мужчины не было, это объясняло «необходимость» расчленить труп, чтобы при транспортировке тела в общественном транспорте не привлекать к себе излишнего внимания», — отмечает следователь.

   В 1987 году Владимиру Колпакову было 26 лет. Он вел скрытный образ жизни, друзей не имел, постоянно менял место работы, о своем прошлом умалчивал. В 1986 году женился, но уже через 2 года развелся. В период пропажи Оли проживал один в соседнем доме напротив реки Свияги.

   Его бывшая жена рассказала следователям, что он всегда тянулся к детям, легко находил с ними общий язык. Был хитрым, лживым и изворотливым: похищал ценности из дома, продавал, а вырученные деньги выдавал за зарплату. Старался не пить алкоголь, поскольку становился неконтролируемым.

   К тому же, как выяснил следователь, в марте 1987 года Владимир в течение 5 рабочих дней не появлялся на работе, возможно именно в эти дни он удерживал в своей квартире Олю, насиловал и в конечном счете убил.

   В 1994 году Колпаков сел за решетку за убийство двух мужчин во время пьянки в гаражах. Еще одним немаловажным фактом стали показания мужчины, находившегося в 1994 году в следственном изоляторе вместе с Колпаковым. Тогда Владимир и рассказал новому знакомому об убийстве 11-летней девочки Оли. Все эти годы поиски преступника не прекращались.

   В 2021 году у 61-летнего Колпакова по поручению следователя взяли образцы для сравнительного исследования. На тот момент для подтверждения либо опровержения данной версии требовалось проведение генетической экспертизы со следами спермы, обнаруженными на частях тела и предметах одежды потерпевшей.

   Как только эксперты дали положительное заключение – генотипы совпали – к Колпакову выехали на задержание. Однако мужчина ,видимо, чтобы избежать наказания, свел счеты с жизнью.