Дорожное полотно Ульяновской области продолжает обрастать новыми ямами. Не заметить этого не может даже слепой, если хотя бы на 10 минут выйдет из дома. Уже даже чиновники признают, что проблема действительно есть, несмотря на то, что им свойственно закрывать глаза на свои промахи. И эта проблема стоит настолько остро, что недовольство среди населения буквально льется через край: «Разве такие дороги мы выбирали, голосуя за нынешнего губернатора?» Тем не менее, журналистов продолжают кормить планами строительства новых трасс. Сегодня в рамках пресс-тура были представлены планы строительства шоссе, которые позволят эффективнее развивать ульяновские промышленные зоны — ПОЭЗ и «Заволжье». Поездка прошла в формате «здесь когда-нибудь будет дорога».

Необычный автобус

   Сегодня около 10.00 по улицам города Ульяновска проехал крайне необычный автобус. Нельзя сказать, что он внешне отличался от любого другого. Даже, скорее, наоборот — был как две капли воды похож на многие -  те же колеса, тот же кузов. Но была в нем одна особенность. Его пассажиры не жаловались на качество ульяновских дорог, когда машину трясло на очередной колдобине. Причина тому простая — они сами их не сделали. В салоне ехали сити-менеджер Сергей Панчин, министр строительства Александр Букин, а также главные дорожники: областной — Андрей Тюрин и городской — Игорь Бычков.

   Все они вместе с журналистами ехали на промышленную зону «Заволжье», чтобы ознакомиться с проектом строительства там дороги, а также вспомнить, что собой представляет эта промышленная зона.

«Зиму пережили»

   Надо заметить, что держались чиновники, как истинные политики, молодцом. Андрей Тюрин лично познакомился с каждым, ответил на все вопросы и впоследствии много внимания уделял комфорту сотрудников СМИ. Сергей Панчин весело пожал каждому руку в знак приветствия. Следовавший по пятам недавно назначенный его заместитель Алексей Гаев, напротив, руки никому не подал и в целом держался очень сухо. Александр Букин много улыбался, а Игорь Бычков будто еще утром о чем-то замечтался и из этого состояния не выходил вплоть до вечера.

   Автобус тронулся. Все разговорились. Сквозь шум мотора от кого-то из чиновников донеслись слова облегчения: «Зиму пережили...»

Здесь будет дорога

   До первой точки пресс-тура доехали на удивление быстро. Не успели пассажиры необычного автобуса еще устать друг от друга, как микрофон взял представитель «Корпорации развития» Илья Мамыкин. Он бойко начал проводить экскурсию по индустриальному парку. Не раздумывая, называл объемы инвестиций и количество рабочих места предприятий, которые уже созданы и которые еще только готовятся к строительству.

   Словом, его рассказ всех ненадолго заворожил. Он напомнил всем, что «Заволжье» — это 19 промышленных инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций — 44 млрд 600 млн рублей, общее количество предполагаемых рабочих мест — 4500. Нарисовать райскую картину ему, безусловно, удалось.

   Когда автобус остановился на перекрестке и все вышли на улицу, понять, что происходит, было непросто. Никакая дорога здесь явно не строилась. Вокруг была только грязь, временный тракт для грузового транспорта, глубокое небо и целая куча высокопоставленных чиновников. К ранее названным добавился глава «Корпорации развития» Сергей Васин и председатель комитета по строительству в Заксобрании Алсу Садретдинова (она тоже ехала в автобусе).

   Только через некоторое время стало ясно, что речь пойдет вовсе не о том, что дорога уже строится, а о том, что она здесь просто скоро появится. По крайне мере о таких планах рассказывали чиновники в небольшом строительном вагончике на перекрестке.

Немного по делу

   Еще раз о промзоне «Заволжье» рассказал уже Сергей Васин. Он напомнил всем о том, что «Эфес Рус» активно действует на территории парка и приносит в бюджет 1,5 млрд рублей дохода, завод «Марс» имеет три филиала в регионе, которые производят корма для животных, упаковку для этих кормов и кондитерские изделия. Всего в «Марс» было вложено 6 млрд 700 млн рублей инвестиций. Рассказал еще раз о заводах «Таката», «Шеффлер Рус», у которого уже реализована первая очередь из трех, а также о находящихся на стадии завершения заводах «Джокей Пластик» и «Немак». Они будут запущены уже летом.

   Вскоре стало понятно, для чего этот рассказ понадобился. Он стал своего рода вступлением к основному разговору. «Всем этим предприятиям необходима уже готовая инфраструктура. В том числе и дороги», — сообщил Андрей Тюрин. Подводка была тонкая. Слово взял главный инженер компании ООО «Элитсрой» Николай Павлов.

   Он поведал, какие дороги они строят и какие уже построили. «Общая сумма контракта составляет 198 млн рублей. Строительство мы должны закончить за 3 года. На первый год рассчитано 57 млн рублей, однако мы освоили деньги с опережением — уже 82 млн рублей. Строим тоже с опережением. Правда, денег в связи с ситуацией в стране нет. Мы получили 26 млн рублей. Ждем еще 56». Тюрин дополнил, что эти деньги уже пытаются изыскать в бюджете.

1,5 млрд рублей в асфальт

   Еще один презентованный проект был связан с Димитровградским шоссе. Отрезок дороги до поселка Мирный хотят привести в порядок, чтобы он не отличался от предшествующего ему. То есть планируют не только постелить добротный асфальт, но и установить фонари, надземные пешеходные переходы и шумозащитные щиты вдоль жилых домов.

   Общая стоимость проекта составляет 1,5 млрд рублей. Весть участок имеет длину 6,3 км. Его разделят на три небольших отрезка, которые будут ремонтировать поочередно, чтобы не останавливать движение. Кроме того, предполагают отдельно сделать развязку, чтобы оттуда можно было доехать до ПОЭЗ. Но это планы долгоиграющие. В эти 1,5 млрд рублей они не входят. В общем-то на этом непосредственный разговор о дорогах и закончился.

ПОЭЗия места

   Ну а пока проект остается просто проектом, ехать в Портовую особую экономическую зону пришлось по еще неотремонтированному участку Димитровградского шоссе. Все успели немного устать. Кто-то из «чиновничьей» части автобуса рассуждал, почему обочины тонут в мусоре. «Как же грязно, — повторял чей-то голос. — Как же грязно». И спорить с ним никто не пытался.

   В ПОЭЗ автобусную экскурсию провел руководитель данной зоны Денис Барышников. Он много говорил о том, что будет построено тут и там: здесь завод, подальше еще один завод, потом еще два завода и т. д. Но нужно заметить, что наглядности было маловато. Если откровенно, то экскурсию он проводил по чистому полю. Кое-где только выравняли грунт, но с какой целью, пока непонятно. Экскурсионной группе пришлось наслаждаться своими фантазиями о промышленном чуде.

   После этого примерно то же самое Барышников рассказал и подъехавшему губернатору Сергею Морозову. К этому времени и без того немаленькую делегацию первых лиц пополнили вице-губернаторы Михаил Сычев и Александр Смекалин. Такое внимание к пресс-туру, посвященному дорогам, предугадать никто из журналистов не мог.

   Глава региона выслушал руководителя ПОЭЗ, пообщался с представителями ЗАО «Промышленные технологии», посетил едва начатое строительство их завода. На этом пресс-тур как таковой завершился.

«Дядя Сергей»

   Следующей точкой назначения было здание правительства Ульяновской области. Там должно было пройти расширенное заседание, посвященное проблеме дорог. Однако, забегая вперед, проблем в «желтом доме» то ли не видят, то ли окончательно от них устали. Обсуждение наболевшего вопроса проходило крайне спокойно. Уже после него в кулуарах можно было услышать отзывы.

- Ну как прошло?

- Спокойно. Даже скучно.

   Единственное «яркое пятно» заседания — это дети. Пятиклассники димитровградского Многопрофильного лицея в этот самый день посетили правительство с экскурсией. Сопровождала их в прошлом видный ульяновский политик, а ныне руководитель корпоративного направления Ольга Куракина. Дети, словно туристы, фотографировали сидящих за столом «слуг народа». «Слуги» явно стеснялись. Когда же г-жа Куракина предложила сказать напутствие детям, глава Палаты справедливости Захар Мисанец как-то подобострастно заговорил о «дяде Сергее», который вкладывает все в их будущее и вот-вот войдет в зал.

Очищаются ветром и дождем

   Само заседание длилось довольно долго, однако пересказывать его в общем-то нет смысла. Все эти слова и эти отчеты уже давно были сказаны ранее. Тем не менее, общий ход событий был таков. Сначала нагоняй коллегам дал губернатор. Правда, нагоняй получился какой-то ласковый. «Инвесторы отвернутся и уйдут от нас, если будут ездить по этим... колдоебинам», — последнее слово губернатор произнес чуть тише, но зато в микрофон.

   Затем глава региона кратко рассказал о результатах работы по части ремонта дорожного фонда: за 10 лет в 5 раз увеличились затраты на 1 км дороги, на 15% сократилась доля разбитых до неприличия дорог, привели в порядок 30 мостовых переходов и т. д.

   «Мы улучшили положение по состоянию дорог, но речь о региональных и муниципальных. В Ульяновске ситуация намного хуже. Удовлетворен ли я дорожным хозяйством? Конечно, нет», — возмущался Морозов. В том же духе он высказался и чуть позже: «Наши дороги — это источник пыли, грязи, мусора. Очищаются они ветром и дождем, а людьми — только иногда, из-под палки к приезду какого-нибудь чиновника».

   Вслед за этой тирадой с докладами выступили опять же Тюрин, который сообщил, что в этом году на ремонт и содержание дорог будет потрачено более 3 млрд рублей, глава Счетной палата Игорь Егоров, уже упомянутый Захар Мисанец, который постоянно ссылался на какие-то СМИ, и глава дорожного комитета в Ульяновске Игорь Бычков. Он зачитал доклад о том, что планируется сделать.

   Этим выступлением он логично завершил сегодняшний дорожный день. Планы — это те самые материалы, которыми чиновники областного Правительства и районных администраций пытаются заделать ямы на дорогах. Но видимо, планов пока недостаточно.

Валерий Васнецов

Фото автора