В Ульяновске на особо охраняемой природной территории «Винновская роща» в начале октября начались работы по рекультивации от нефтезагрязнения 60-летней давности. Это вызвало волну недовольства со стороны общественности и экологов, которые опасаются, что работы подобного плана могут погубить экосистему территории. Власти же уверяют в обратном и намерены во что бы то ни стало «освоить» федеральный транш.

   Корни проблемы, по одной из версий, произрастают с давних времен. Якобы в 70-х годах прошлого столетия с рельс сошел состав, который перевозил нефтепродукт. Чтобы не произошел взрыв, горючее слили в резервуар и закопали в землю. По истечении времени выяснилось, что тара дала течь, и нефть начала пропитывать территорию.

   И если ранее нефтепродукты находились в почве неподалёку от парка, сейчас линза загрязнения переместилась собственно на территорию Винновской рощи. Согласно проведенным экспертизам, грунтовая линза с нефтепродуктами еще не иссякла. По мнению экспертов, она будет выделяться еще 20-25 лет.

   В мае текущего года бывший замминистра природы региона Михаил Загородников на встрече с представителями СМИ рассказывал, что проблема загрязнения почвы ООПТ актуальна с начала 2000 годов. Лабораторные испытания, заборы проб проводились неоднократно, в результате которых было обнаружено многократное превышение по ряду параметров - по нефтепродуктам, тяжёлым металлам.

   Министерство природы Ульяновской области в 2020 году разработало проектную документацию, которая прошла экспертизу. Поскольку ручьи Винновской рощи впадают в Волгу, он был включён в программу «Оздоровления Волги». Федеральные власти выделили денежные средства в размене 256 млн рублей. По первоначальной информации, рекультивацию должны были проводиться два года. 200 млн предполагалось освоить в 2022 году, 56 млн – в 2023-м. В апреле конкурс на освоение контракта по очистке ООПТ выиграла казансая фирма АО «ТСНРУ».

   Общая площадь выявленного загрязнения – 2,7 Га. Работы должны проводиться только по территории (по руслу) ручьёв, в который попадает нефтепродукт. Их в Винновской роще 32. Как заверил чиновник, территорию зеленых насаждений трогать не будут. Также было обещано очистить русла ручьев от валежника.

   Убрать линзу не представляется возможным, поскольку она находится под домами и автодорогой – на территории в 700 метров. Это не нефтяное месторождение, а сеть капилляров, по которым в подземные воды поступает нефтепродукт. Поэтому выкачать его иглой невозможно, считают чиновники профильного ведомства.

   Чтобы осуществить выемку загрязнённого грунта, каждый загрязненный участок (родник) решено изолировать. Затем проведут кампаж (пластиковые трубы), забетонируют площадь выхода воды, вставят трубки для ее отведения в специальные бетонные колодцы. Таким образом, вода, загрязненная нефтепродуктом, уйдёт в очистные сооружения, не соприкасаясь при этом с почвой. Вся вода попадает в Волгу уже очищенной.

   Весь загрязненный грунт отправят на утилизацию (переработку) в специализированные предприятия. Изъятый загрязненный грунт заменят на чистую землю, в которую в дальнейшем высадят идентичные травы и растения.

   С октября проводится расчистка русел от валежника. В настоящее время демонтированы четыре накопителя старой очистной системы, прокладывается дорога до ООПТ для проезда средств малой механизации по (от улицы Соловьева вглубь рощи), которые будут вывозить старые емкости и загрязненный грунт. Будут применены экскаваторы весом до 7 тонн и два самосвала до 10 тонн. Там, где есть возможность обеспечить подъездные пути без повреждения рельефа, для вывоза грунта частично будет использоваться самосвал, в остальных местах – перевозка на тележках вручную.

   Временная дорога будет представлять собой слои из водонепроницаемой пленки, песка и бетонных плит. Далее вся эта конструкция полностью убирается. По проекту ручьи будут загоняться в трубы, которые будут подходить только к тем слоям ручьев, где идет загрязненная вода. Также обустроят подъездные пути, чтобы обслуживать очистные сооружения.

   Работа идет полным ходом, однако Росприроднадзор до сих пор не согласовал проект, отправив его на доработку. Напомним, летом надзорное ведомство завернуло проект рекультивации территории Винновской рощи, разработанный «Ульяновскоблстройзаказчиком», поскольку он оказался недоработанным и неполным.

   В минприроды региона подтвердили, что проект находится на согласовании Росприроднадзора, уточнив, что в роще ведутся «подготовительные работы». А еще, в министерстве не нашли что ответить на вопрос: что будет, если Росприроднадзор так и не согласует проект.

   Ульяновские экологи и общественники видят прямую угрозу для Винновской рощи в развёртывании работ подобного рода и пытаются донести до властей региона свою аргументированную позицию. Эксперты считают, что выемкой грунта нанесут ООПТ невосполнимый ущерб, и в случае новых утечек нефтепродуктов экосистема не сможет выступить природным буфером. Кроме этого, общественность, знающая примеры уступок властей предпринимателям в ущерб природе, обеспокоена и тем, что территорию рощи в дальнейшем могут отдать под коммерческое использование.

   Эколог-общественник Дмитрий Тарасов считает, что анонсированный чиновниками ручной труд без использования тяжелой техники для удешевления работ превращается в строительную площадку с самосвалами и экскаваторами. Он предлагает пересмотреть проект на альтернативный - проводить рекультивацию щадящими способами, не перекапывая гектары территории с выимкой грунта.

   По словам Тарасова, федеральные эксперты, основываясь на данных о загрязнении за 2007 год, не имеют представления о текущей ситуации дел. Так как источник не выявлен, смысла в таких работах нет, полагает он. Кроме того, эколог обеспокоен тем, что многочисленные ручьи Винновской рощи закуют в трубы и по образу и подобию западных парков в Винновке сделают зоны отдыха с кафе.

   Как эксперт в своей области, профессор кафедры биологии и химии УлГПУ Андрей Масленников объясняет, что растения экосистемы рощи могут постепенно разлагать и переводить нефтепродукты в безопасные соединения. На этом, например, основаны методики биоочистки, которые используются в Башкирии. Он полагает, что объемная выемка грунта и подведение коммуникаций по сути дела приведут к вырубке значительного участка леса, уничтожению экосистем рощи, что приведет к нарушению гидрологического режима родников и оползневым процессам. Вред от рекультивации может быть больше той пользы рекультивации, которая декларируется в проекте. В случае очередного разлива нефтепродуктов на участке уже не будет природного буфера. На восстановление таких экосистем после выемки и рекультивации потребуется не 10 лет, а гораздо больше.

   Масленников считает, что проект по очистке рощи необходим, но нужно сместить акценты на устранение причин загрязнения, а не последствий: построить на месте линз нефтепродуктов действенные очистные защитные сооружения.

   Кандидат биологических наук Дмитрий Семенов назвал рекультивацию преступной и рекомендовал губернатору региона Алексею Русских не брать грех на душу: «Нынешний проект – это как бороться с краном, из которого течет плохая вода. Ликвидировать загрязнение нужно на участке от проспекта Гая, где жилой сектор, до Локомотивной — именно там находится нефтяная линза».

   Кроме того, общественность обеспокоена «бездумным» отношением к делу. Местные жители рассказали, что территорию пруда в Винновской роще перекопали бульдозерами, и то зверье, которое здесь устроилось на зимовку, было уничтожено.

   Так что же это такое – работы по ликвидации нефтезагрязнения на особо охраняемой природной территории? Может быть, благое дело? Но почему ведутся в обход закона – по забракованному и не утвержденному надзорным органом проекту? Или же это канал, по которому утекли федеральные деньги (сумма-то немалая – 256 млн) в карманы многих и многих чиновников в этой «пищевой» цепочке?

Фото: Рупор73