Принятие бюджета Ульяновской области на 2016 год шокировало. Честно говоря, наблюдать за всем происходящим было как минимум неудобно. С молчаливого согласия главы региона Сергея Морозова, а также спикера ЗСО Анатолия Бакаева в зале творилось то, за что интеллигентному человеку должно быть стыдно. Коллективное глумление над коллегой, невнятные слова главы области и безумная обстановка — это то, чем отметился сегодняшний день в Заксобрании.

«Надо убирать»

   Еще до начала заседания стало понятно, что сегодняшний день в Заксобрании будет особенным. Перед зданием проходил одиночный пикет. Молодой человек с плакатом «Хватит обдирать людей» стоял лицом ко входу, тем самым недвусмысленно сообщая руководству региона, которое, к слову, почти в полном составе явилось слушать своего «шефа», свою гражданскую позицию. Благо, что закон позволяет гражданину РФ таким образом реализовывать свое конституционное право без всяких санкций властей (речь именно об одиночном пикете).

   Однако в самом здании ЗАКОНОдательного собрания так не считали. У входа охранник в спецформе пытался судорожно вызвать полицию, а человек без спецформы, но явно решающий вопросы как раз такого свойства указывал ему пальцем на парня с плакатом: «Это надо убирать». По какой причине от здания, в котором заседают народные избранники, следовало убрать представителя народа, неизвестно. Чего им бояться?

Два сектора

   Всех журналистов и пресс-секретарей, пришедших сегодня в Заксобрание, решили рассадить по новому принципу. Такую рассадку можно назвать ноу-хау местных служащих. Смысл ее прост: одна из двух журналистских лож предназначена для репортеров, снимающих заседание на камеры, а вторая — для корреспондентов пишущих, но ни при каких обстоятельства не снимающих. Это важно! Такая рассадка привела впоследствии к серьезному и вместе с тем странному конфликту, о котором речь пойдет позже.

   Заседание, как водится, началось с гимна. Из сектора, в котором оказался я (то есть для пишущих), было отлично видно, как депутаты, а также члены правительства и даже губернатор с воодушевлением слушали до боли знакомые слова: "Славься, Отечество, наше свободное". А заместитель председателя Гордумы Ульяновска Игорь Буланов даже устало и беззвучно напевал их, как будто пережевывая манную кашу. Его взгляд при этом остановился в одной точке, а на лице замерло отсутствующее выражение.

Послание губернатора

   Когда я сегодня сообщил своему товарищу, что с минуты на минуту услышу традиционное послание губернатора, он пошутил: «Куда и кого он пошлет на этот раз?» Надо сказать, что в это шутке лишь доля шутки. Губернатор Сергей Морозов действительно выступил не очень убедительно. Но, как ни странно, при этом был весьма откровенен. Например, он много внимания уделил проблемам как Ульяновской области, так и всей страны. Фактически он признал, что руководством региона и всего государства иногда допускаются ошибки.

   В частности он затронул тему падения ВВП на 3,9%, рассказал о дестабилизации региональных бюджетов, не постеснялся сообщить, что доходы населения всей России падают, снижается количество работоспособных людей... Отдельно Морозов остановился на террористической угрозе и на месте России в мире, смутно намекнув на то, что в 2016-м ситуация может только обостриться. Что подтолкнуло его говорить на такие животрепещущие вопросы так честно, пока не понятно. В целом складывалось впечатление, что он даже не понимает, что именно он произносит.

Будущее загадочно

   Всех удивило и то, что губернатор Морозов признал бюджет Ульяновской области тяжелым, а также прямо сказал, что в ближайшие годы не приходится ждать улучшения, что с госдолгом действующее в регионе правительство ничего поделать не может... Более того, он подчеркнул, что перед Ульяновской областью еще только стоит цель попасть в список развитых регионов. Это заявление можно назвать даже смелым на фоне того, что именно сам Морозов за 11 лет не смог добиться этого.

   Безусловно, вся эта самокритика была «размазана» по его полуторачасовому выступлению, но все-таки услышать ее можно было. Например, говоря о промышленности, Морозов выразил такую мысль: западные компании, которые он заманил в Ульяновскую область, откровенно эффективнее местных («живучее», как выразился губернатор). Он даже назвал конкретные названия: «УАЗ — Автокомпонент» и «Автодеталь-Сервис». Именно их он причислил к отстающим от пришедших в регион компаний. С этим не нужно спорить, хотя и звучит это довольно обидно. 

Главное — уверенность

   Однако в целом послание губернатора Ульяновской области Морозова не отличалось оригинальностью. Несмотря на самокритику и едва различимую критику всей экономической обстановки в стране (тем самым Морозов как будто пытался провести мысль, что у нас не всегда хорошо, потому что по всей стране у нас сейчас не очень), все-таки больше внимания он уделил своим управленческим "победам": инвестиции, нанотехнологии, парк возобновляемой энергетики, Стратегия-2030, развитие IT-отрасли, за которую глава региона поблагодарил своего заместителя Светлану Опенышеву... Отдельно Морозов отметил, что есть планы по преобразованию Новоспасского в город.

   ...В одном месте его выступления вице-спикер ЗСО Алсу Балакишиева даже не выдержала восторга и как-то нелепо начала хлопать в ладоши. Ее почти никто не поддержал. Можно только догадываться, как депутатше стало неловко за никем не поддержанный жест. Даже губернатор не остановился от ее скромных аплодисментов, а продолжил чтение. Ее коллеги-депутаты и вовсе уткнулись в телефоны и писали смс-ки Анатолию Бакаеву с просьбой устроить перерыв (о чем чуть позже Бакаев сам же и проговорился).

   Тем временем губернатор продолжал рассказывать о том, что уже сейчас известно, что 2017 год в Ульяновской области станет годом предпринимательства. Словом, о чисто символических решениях. Впрочем, и слушали его чисто символически. Закончил он свой монолог парадоксально. Если в начала Морозов подчеркнул, что госдолг региона останется на прежнем уровне (более 20 млрд рублей), то в конце смело заявил: «Мы уверены в настоящем и в будущем!»

Авторитет спикера

   Когда губернатор отвыступал, спикер Заксобрания Анатолий Бакаев предложил устроить получасовой перерыв. «Мне тут все пишут, что нужен перерыв. Только без опозданий», — подчеркнул он. Несмотря на его просьбу, возобновили заседание лишь через час (или около того). В промежутке высокопоставленные чиновники и депутаты в большинстве своем ушли обедать, но некоторые неприкаянно мотались по коридорам Дома Советов.

   Те, кто решил никуда не уходить, искали собеседников и, если им удавалось их найти, начинали громко обсуждать с ними рабочие вопросы. Касались они самых разных сфер. Однако останавливаться на этом затянувшемся перекуре не имеет смысл. Самое интересное в нем именно то, что собраться вовремя депутаты не смогли — от зала заседаний их постоянно уводила какая-то непреодолимая сила: то желание покурить, то еще какая-то нужда.

«Мы не были услышаны»

   Сегодня депутаты Заксобрания в присутствии губернатора Ульяновской области должны были принять бюджет региона на 2016 год во втором чтении. Прежде чем начать голосовать за проект документа, Бакаев предоставил слово каждой фракции. И начал с ЛДПР. С речью выступил единственный ее представить в ЗСО Дмитрий Грачев. Его речь оказалась эффектной.

   «Поправки в бюджет напоминают такую ситуацию: гора родила камень. На бюджет в 38 млрд рублей внесена лишь одна поправка на 100 млн. Мы не были услышаны», — депутат излагал свои мысли спокойно и четко. Основной посыл заключался в следующем: опираясь на отчет Счетной палаты, он подчеркнул, как мало денег идет на переселение из ветхого жилья, на лекарства... Он напомнил, что средства, например, на питание для беременных заложены лишь на 6 месяцев, что такой бюджет подразумевает детское пособие в размере 200 рублей ежемесячно, а пособие для матерей-одиночек — 400 рублей.

   Также он подчеркнул — и никто не стал с этим спорить, — что зарплаты в Ульяновской области не успевают за ростом цен, что область оказывает помощь только нескольким направлениям бизнеса, совсем забывая, что есть и другие производства — без приставки «нано»... 9-минутное выступление депутат завершил, напомнив (напомнив ли?) собравшимся мысль из романа Ивана Бунина «Окаянные дни»: «Там герой удивляется тому, почему, когда белые расстреливают людей — это терроризм, а когда красные то же самое количество людей — это эксцесс. У нас такая же ситуация: когда «Единая Россия» что-то предлагает — это благодать, а когда оппозиция — это популизм и пиар. Давайте слушать и слышать друг друга».

Как ответил педагог

   Лидер фракции КПРФ Александр Кругликов высказался горячо. Присущая ему эмоциональность и в этот раз дала о себе знать. Он взволнованно просил коллег обсудить самые важные строки бюджета, не рубить с плеча, прислушиваться друг к другу, но... Он тоже остался не услышан. Да и странно бы было, если бы другие депутаты внезапно осмелились пойти против "морозовского" бюджета после ситуации с Мариной Беспаловой. Следом за ним слово хотел взять его однопартиец Алексей Куринный, но ему слово решили дать позже.

   Дальше с речью выступил лидер фракции «ЕР» Ростислав Эдварс, который в основном отвечал на претензии ЛДПР и КПРФ. При этом он намекал на то, что коммунисты любят устраивать цирк из обсуждений, а бюджет нужен срочно... Поскольку ни один другой докладчик до Эдварса, педагога по образованию, не доходил до оскорбления коллег, а он именно с этого и начал, его выступление выглядело неубедительно и неприятно.

Кульминация абсурда

   А дальше началось самое неприятное и гнусное. Куринный снова попросил слово, но Бакаев отказал ему и своему заместителю Игорю Тихонову выступить. Председатель ЗСО предложил начать голосование за бюджет. Коммунист Куринный возразил, мол, еще не все мнения о проекте документа выслушаны и пошел к трибуне, чтобы другие народные избранники все-таки послушали его доводы.

   Несмотря на это, голосование началось, а над залом из всех динамиков громко зазвучала песня: «И Ленин такой молодой...» Сделали это специально, чтобы слов Куринного никто не услышал. Депутаты начали смеяться. Например, г-жа Балакишиева, будучи настоящей леди, резко покраснела и начала, хохоча, скатываться под стол прямо в ноги своему начальнику Бакаеву. Сидевший неподалеку губернатор, удостоверившись, что бюджет принят, встал и с иронической улыбкой, явно довольный вышел из зала.

   Музыка продолжалась. Куринный стоял у трибуны и ждал возможности выразить свое мнение. Бакаев неинтеллигентно хихикал и на пальцах показывал коллеге-депутату, что музыка не закончится, пока тот не сядет. От смущения за все происходящее ни разу не улыбнувшийся депутат Грачев покинул зал заседаний, где «единороссы» продолжали ржать. Над кем они смеялись? Хочется верить, что над собой.

Грачев выходит из зала

Журналистам тоже досталось

   В это же время что-то не менее нелепое происходило и в ложе журналистов. В той самой, где сидели только пишущие СМИ. Передо мной сидела пресс-секретарь КПРФ, которая решила заснять происходящий цирк на планшет. К ней уже в который раз подбежала представитель пресс-службы Заксобрания, которая начала яростно доказывать девушке, что если она хочет снимать, то должна перейти в другую ложу. На почве этого у них разгорелся конфликт, который поначалу показался неопасным и каким-то дутым, если бы не странная реакция сотрудницы Заксобрания.

"Пишущим" и только иногда "снимающим" журналистам предлагали перейти в ложу, которая на фото выделена красным; места там не было

   - Я тоже здесь снимаю, потому что в той ложе операторы занимают все удобные места. А нам тут с планшетов и телефонов снимать удобнее. У нас же техника не профессиональная! — мирно сообщил я ей.

   В ответ на это она стала доказывать, что наша техника якобы создает некие технические помехи. (Тут стоит отметить, что разделение лож введено впервые и раньше снимать можно было в любой из них. И помех это, разумеется, не создавало.) В это же время пресс-секретарь коммунистов продолжила снимать, как искренне хохочут депутаты. Перед этим она попросила принести письменное объяснение нового правила Заксобрания о запрете съемки в одной из лож и сказала, что уйдет, как только его увидит. Сотрудница пресс-службы ЗСО не согласилась что-то нести. Вместо это она начала выхватывать у девушки планшет.

   - Что вы делаете? Зачем вы хватаете мою вещь? - искренне поинтересовалась девушка. Тот же вопрос возник и у всех окружающих. В ответ на это женщина сказала с ироничной интонацией:

   - А разве я что-то хватала, коллеги? Разве вы что-то видели?

   Тут я все же решил заметить, что действительно видел, как она попыталась забрать не принадлежащий ей планшет у пресс-секретаря коммунистов. Все окружающие закивали. Ответить на это сотруднице Заксобрания было нечего. Ее эскапада была никому непонятна. Зачем нужно было так обострять возникшую на пустом месте ситуацию? В итоге это вылилось в очередной скандал.

   Когда этот конфликт разрешился, заседание депутатов, напомнившее цирк, закончилось, оставив омерзительное послевкусие. 

Валерий Васнецов

Фото и видео автора