Кадры решают всё — эти ставшие крылатыми слова Сталина просты и понятны. Если их перефразировать, то выходит, что исход любого дела зависит от человека, которому это дело доверили. Поэтому и важно, каким будет этот человек: насколько он порядочен, насколько способен, насколько профессионален... Рупор73 продолжает серию публикаций, посвященных строительству и строителям Президентского моста через Волгу, и задается вопросом — кому в руки отдали уникальный проект?

Кадр, который всё решал

   Рупор73 опубликовал уже два материала о Президентском мосте Ульяновска, в которых мы подробно и аргументированно объясняем, какие нарушения были допущены на последних этапах его строительства. Однако, что характерно, никакой реакции от властей региона и уж тем более от областного Департамента автомобильных дорог не последовало. Может быть, им просто нечего ответить на приведенные факты?

   В первой статье, посвященной гидроизоляции мостового перехода, мы усомнились в том, необходимо ли было менять предусмотренный проектом гидроизоляционный материал на более дешевый, но менее качественный. Во второй статье мы ставим вопросы о том, на каком основании вообще принимались все решения, связанные с этим уникальным объектом — самым длинным на сегодняшний день мостом России.

  Теперь настало время обратить внимание на те кадры, которые фактически достраивали мост. На протяжении 4 последних лет работы над огромной конструкцией, соединяющей левый и правый берега Волги (2005 — 2009 гг.), основным заказчиком всех работ по строительству был директор Департамента автомобильных дорог Ульяновской области Сергей Михайлович Холтобин.

Уголовное прошлое

   Рупор73 уже писал, что до того как начать работать в Департаменте автомобильных дорог Ульяновской области, Сергей Холтобин работал в структурах группы компаний «Волгатрансстрой». Главой последней был Вячеслав Сонин, который вместе с тем от лица генерального подрядчика (ЗАО «Балтийская строительная компания — Санкт-Петербург») руководил проектом строительства ульяновского моста. Но останавливаться на этом совпадении еще раз мы не станем.

   Вместо этого мы зададимся другим вопросом: действительно ли в 1987 году, еще работая прорабом при строительстве метрополитена в Самаре (на тот момент Куйбышеве), Сергей Холтобин получил судимость, причем по уголовному делу? Речь идет об инциденте, когда прораб «Куйбышевметрострой» ножом нанес несколько ударов в область шеи своему начальнику, сделавшему ему замечание.

   Согласно имеющимся данным, инцидент быстро замяли, поскольку произошел он в рабочее время и прямиком на строительной площадке. Однако виновник, нанесший тяжкие телесные повреждения начальнику участка, все-таки получил судимость. Есть данные (официально проверить их корреспондентам Рупор73 пока не удалось), что этим прорабом как раз и был Сергей Холтобин.

   В распоряжении Рупор73 оказалось официальное письмо регионального Министерства строительства за подписью руководителя ведомства Александра Букина, в котором он отвечает на вопрос о судимости Сергея Холтобина. В документе говорится, что, поскольку Холтобин не является госслужащим (а ОГКУ «Департамент автомобильных дорог» — это не орган исполнительной власти, как, например, Минстрой), проверка на наличие у него судимости не проводилась. Обратим особое внимание на то, кто был реальным исполнителем письма.

   Иными словами, человек, который фактически распоряжается миллиардами рублей из бюджета Ульяновской области (именно столько денег пускают на ремонт областных дорог), может быть кем угодно: мошенником, вором, грабителем... Значит ли это, что власти региона, несмотря на всеобщее недовольство населения состоянием асфальтового покрытия, доверяют деньги на его ремонт человеку, о котором ничего не знают?

Учителя вместо инженеров?

   Но не только Холтобин строил мост на последних этапах. Ему активно помогала и команда Департамента автомобильных дорог, которую он за 6 лет своей работы, сменил почти на 50%. Чем ему не угодили прежние квалифицированные специалисты, неизвестно. Внимательно посмотрим на штатное расписание ОГКУ за 2002 год (в это время Холтобин еще не пришел в Департамент).

   На бумаге черным по белому написано, что штат укомплектован из 102 человек. После этого еще раз обратимся к письму за подписью Букина, датированному 2015 годом. Оно уже опубликовано выше.

   В нем сказано, что за последние 6 лет в Департамент автомобильных дорог Сергеем Холтобиным на работу «было принято более 55 человек с инженерно-техническим образованием». Простая арифметика показывает, что сотрудников в организации должно было стать значительно больше, чем в 2002 году (если, конечно, в промежуток между 2002 и 2009 не было массовых увольнений). Однако на сайте dorogi73.ru, где представлена структура ведомства, говорится, что сейчас там работает 108 человек, включая 12 водителей.

    Возникает вопрос о том, как можно было принять на работу 55 человек, не уволив аналогичного числа сотрудников? Конечно, в вычислениях могут быть погрешности, но тем не менее, сомнение остается: зачем нужно было увольнять проверенных инженеров и нанимать новых работников? Тем более, что в большинстве своем штат Департамента, вопреки информации из вышеприведенного письма, пополнился не инженерами и строителями, а юристами.

   Посмотрим еще раз на последнее штатное расписание (датировано 1 января 2015 года). 6 человек работают в отделе правового и кадрового обеспечения, еще 5 человек занимаются замлепользованием и имущественными отношениями в соответствующем отделе (функции данной структуры дублируют функции Департамента госимущества в системе Минэкономразвития), а помимо прочего, еще 2 человека отвечают за делопроизводство. Не многовато ли юристов для дорожного департамента? Чем занимается команда из 13 человек? Ведь это практически 10% всей организации. Это уже не говоря о тех вакансиях, которые занимают сотрудники, имеющие педагогическое образование (вместо инженерного).

Кому выгодно?

   Количество претензий к дорогам у водителей Ульяновской области не меняется из года в год. Однако Сергей Михайлович Холтобин, который фактически и отвечает за их ремонт, по всей видимости, просто непотопляем — он всегда оставляет свою должность за собой, несмотря на то, что он часто вызывает недовольство в том числе и у губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Яркий пример — одно из летних совещаний, на котором глава региона жестко раскритиковал его за доклад по ремонту школьных маршрутов, который был настолько недостоверен, что смутил буквально всех — даже неспециалистов.

   А вот документ, датированный 2007 годом. Он подписан начальником контрольного управления администрации губернатора Олегом Манаковским (сейчас он возглавляет администрацию Сенгилеевского района). В отчете чиновника говорится, что в течение года на тот момент заместителю директора департамента Сергею Холтобину в числе прочих сотрудников выдавался аванс, в несколько раз превышающий его оклад, что создает условия для бесконтрольного использования бюджетных средств. Но это никого не смутило.

   Еще один документ, заставляющий усомниться в чистоте и законности работы Департамента автомобильных дорог, это открытое письмо губернатору Сергею Морозову от ветеранов дорожной отрасли Ульяновской области, которое в 2011 году было опубликовано в ряде региональных СМИ. Его автор упоминает Сергея Холтобина в числе тех работников, которые якобы вызывают у него вопросы, и приводит в качестве примера ремонт путепровода между Президентским мостом и Ишеевкой.

   Словом, вопросы к деятельности Сергея Михайловича возникают тут и там. Им недовольны ульяновские автолюбители, губернатор, надзорные органы и, если верить опубликованному в СМИ письму, даже специалисты дорожной сферы. Но несмотря ни на что, Холтобин продолжает сидеть в кресле руководителя Департамента автомобильных дорог Ульяновской области. Может быть, кому-то просто выгодно, чтобы именно он занимал эту должность? 

Виталий Удальцов

Фото с сайта splak.ru