История Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) берет начало в мае 1942 года. Начинало предприятие свою деятельность в качестве филиала Московского автозавода имени Сталина (ЗИС), который в конце 1941 года был вынужден эвакуироваться в города Поволжья и на Урал. В военные годы на заводе выпускали авиационные снаряды, затем грузовики, внедорожники, легендарные микроавтобусы и внедорожники. Ульяновские «УАЗики» известны по всему миру. Однако сейчас завод медленно, но верно приближается к своему закрытию. Об этом на днях заявил гендиректор предприятия Адиль Ширинов, отметив, что УАЗу осталось недолго.

Военные и послевоенные будни

   Во время Великой Отечественной войны руководством СССР было принято решение об эвакуации московского автозавода ЗИС. Часть завода (автосборочное производство) была эвакуирована в Ульяновск в июле 1941 года. 20 октября 1941 года сюда прибыли из Москвы первые специалисты, а в мае 1942 года начался выпуск автомобилей ЗИС-5В, через два месяца завод выпускал до 30 грузовиков в сутки.

   22 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода на базе эвакуированных мощностей ЗИСа. К маю 1943 года был собран первый опытный образец 4-тонного грузовика — УльЗИС-253. В конце 1944 года выпуск ЗИС-5В был передан на автозавод в Миассе, а заводу было поручено освоить и наладить выпуск автомобилей марки ГАЗ-ММ.

   С 26 октября 1947 года предприятие собирало грузовики ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА, с декабря 1954 года — ГАЗ-69, а с 1956 года изготавливало ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства.

   В 1951 году завод прекращает производство "полуторок" ГАЗ-ММ, и его передают в совершенно другую отрасль - радиопромышленности, переименовав в "Государственный Союзный завод п/я 80". Предприятие начинает производство военных радиолокаторов.

   Однако в декабре 1954 года завод вновь возвращается к Минавтопрому, и на УАЗе создаётся свой отдел главного конструктора, и с Горьковского автозавода передают производство внедорожников ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. В 1956 году прекратилась сборка ГАЗ-69 в ГАЗ, и ГАЗ-69 стали производить лишь на УАЗе.

Самостоятельные разработки

   Практически одновременно, с освоением горьковских внедорожников, в ОГК завода начинается разработка собственных автомобилей. Техническое задание предусматривало легкий полноприводный санитарный автофургон и легкий грузовой автомобиль с кабиной над двигателем.

   В 1958 году завод приступил к освоению и выпуску автомобилей УАЗ-450 (фургон), УАЗ-450 А (санитарная) и УАЗ-450 Д (грузовик). В 1959 году ульяновские автомобили вышли на мировой рынок. В мае 1966 года в Москве грузовой автомобиль УАЗ-452Д был удостоен Золотой медали ВДНХ. С конца 1950-х годов завод разрабатывал новое поколение внедорожников, первоначально получивших индекс 460, а немного позднее 469. После ряда испытаний, продлившихся несколько лет, к 1966 году было рекомендовано их производство, однако в связи с задержкой у смежников и реконструкцией автозавода, производство новых автомобилей было освоено лишь через шесть лет.

   15 декабря 1972 года с конвейера Ульяновского автозавода сошли первые УАЗ-469 и УАЗ-469Б. Миллионный автомобиль сошёл с конвейера завода 18 февраля 1974 года. В 1985 году вездеходы были модернизированы и, согласно новой классификации, получили индексы 3151 и 31512. Выпускались в модификациях 31514, 31519 и других до 2005 года. С 1999 года также выпускалась удлинённая модификация УАЗ-3159 «Барс».

   В 1970-е годы завод разрабатывал внедорожник-амфибию УАЗ-3907 "Ягуар", однако её производство так и не было начато. В это же время велись работы и над грузовым автомобилем УАЗ-455Д грузоподъемностью 1200 кг.

   В 1980-е годы началась разработка новой модельной линии более крупных внедорожников УАЗ-3170 и УАЗ-3172, которые должны были заменить предыдущие модели 469 и 469Б, но в серийное производство они не пошли. В середине 1980-х завод построил опытные образца полуторотонных перспективных автомобилей разработанных в НАМИ, однако сам завод отказался от них и их производство было запланировано в Азербайджанской ССР на так и не состоявшемся Кировобадском автозаводе (КиАЗ). С конца 1980-х совместно с АвтоВАЗ разрабатывался гражданский внедорожник повышенной комфортабельности, но разработанный в начале 1990-х УАЗ-3160 вышел только в 1997 году. C 2000 года начала выпускаться доработанная и удлинённая модель УАЗ-3162 «Симбир». А с 2005 года его улучшенная версия УАЗ Патриот.

   С ноября 2014 года во всех официальных дилерских центрах УАЗ стартовали продажи обновлённой модели УАЗ Патриот. С 2017 года освоено производство грузовой модели УАЗ Профи.

   Осенью 2021 года УАЗ представил электромобиль на базе внедорожника «Хантер». Машина имеет необычный генезис — ее сделал чешский дилер УАЗа для продажи на территории Евросоюза, также сообщалось, что электромобили поставят к себе на конвейер для продажи в России.

Закат УАЗа

   Однако, не смотря на давнюю историю и мировую известность, автовладельцы с осторожностью относятся к продукции ульяновского автозавода. Вот лишь несколько недостатков, на которые указывают они: «Быть готовым, что что-то замокрит, заглючит, ну и заводская сборка оставляет желать лучшего», «Я свой «Профи» для работы покупал, думал заняться грузоперевозками, в итоге занялся постоянным ремонтом самого уазика. Всё деньги, которые приносила машина, уходили на её содержание, на один только бензин почти половина заработка утекала», «Нужен постоянный ремонт, в общем, машина для тех, кому руки не чем занять», «Движок у него никчёмный, с самого начала работает так, будто уже лет 20 от тарабанил без передышки, обороты плавают, двигатель греется, масло давит со всех щелей, только успевай прокладки менять. Вроде, хотели собрать доступный рабочий автомобиль, а собрали капризный металлолом, который и дня без ремонта прожить не может».

   Уже не первый год ульяновские внедорожники теряют популярность, а новые проекты заморожены (или, проще говоря, закрыты).

   И вот на днях гендиректор Ульяновского автозавода Адиль Ширинов во время интернет-конференции изданию «Бизнес Online» заявил прямым текстом, что УАЗ сегодня банально не способен создавать новый продукт: на это нет ни денег, ни компетенций. Все новые темы и разработки на Ульяновском автозаводе закрыты: проще говоря, здесь продолжат выпускать имеющиеся модели, а когда те окончательно перестанут быть нужными рынку, УАЗ закроется.

   «УАЗ не может создавать новый продукт. Во-первых, это огромные инвестиции, экспертизы и так далее. Создавать продукт — какой? Нужно идти в ногу со временем. Новый продукт создадут те, кто может это делать. У УАЗа есть собственная ниша, свой сегмент внедорожников. Вот это сегодня и нужно отрабатывать — до того как найдется более грамотное решение, которое мы тоже ищем. Но создавать там новый продукт мы не будем, это утопия», приводит слова Ширинова «АвтоВзгляд».

   Кроме того, генеральный директор ООО «УАЗ» заявил, что модернизировать культовую «буханку» никто не планирует. Ей, по словам менеджера, дадут дожить, а затем «позволят естественным путем уйти на покой».

   Похоже, история легендарного ульяновского завода подходит к концу. Пока же УАЗ будет не жить, а доживать…..

Фото: музей истории и трудовой славы УАЗа.