Конференция Ульяновского регионального отделения «Единой России» и заседание Ульяновской городской думы нового созыва завершились сменой Главы Ульяновска. Однопартийцы высказались резко против выдвижения кандидатуры Марины Беспаловой и поддержали Сергея Панчина. Детальный анализ позволяет выявить причины, которые привели к фактическому противостоянию регионального отделения «Единой России» с Мариной Беспаловой и её окружением.

Пролог

- Посмотрите на фотографию. Эта девочка - дочь моей покойной сестры. Я знаю, они убьют мою кровиночку. Они убивают всех, - холеная рука дамы дрожала, сжимая мобильный телефон, которым она заклинала высокого московского начальника как иконой. Глаза за стеклами эффектных очков привычно наполнились слезами. - Они уже убили моих родных. Как только я перестану быть мэром они убьют сначала девочку, а потому и меня. Это страшные люди, вы просто не знаете что это за страшные люди. Они готовы на все….

   Какие чувства мог испытывать хозяин кабинета? Что и говорить, в подобной ситуации трудно удержаться от сочувствия, от желания помочь, защитить и, конечно, сложно поверить, что перед тобой разыгрывается решающая сцена игры, которую дама ведет уже много лет. А на этот раз, почувствовав, что теряет власть она решила пойти ва-банк.

- В регионе полный бардак. Районами области руководят пьяницы и бездари. Рейтинг губернатора ничтожный. Его же в районах просто не знают. Мне приходится работать за него, хотя я Глава города, а не губернатор. Меня люди знают, а его – нет. Если бы не я, они бы и кампанию в городскую думу провалили бы, если бы не я, «Единая Россия» ничего бы в городе не набрала, – убеждала собеседника дама, продолжая сжимать в руке телефон с заветной фотографией.

Партийная кухня

   Очевидно, что бывший работник советской торговли Марина Беспалова в свое время сделала прагматичный выбор: проще слыть, чем быть. Проще слыть популярным мэром, чем работать так, чтобы быть, действительно, популярным главной города. Проще слыть весомой фигурой, чем быть ей на деле. Чтобы слыть, всего-то и надо - вовремя захаживать в высокие кабинеты, рассказывать о себе побольше хорошего, об оппонентах побольше плохого, ну и приплачивать разного рода «журналистам» и «аналитикам» за правильное позиционирование. Тем более, что судя по последнему громкому делу Гайзера, хорошо оплаченные «аналитики» и составители «рейтингов» даже из Чекатило способны сделать педагога-новатора.

   Но в этой стратегии есть только один прокол, который и подкосил Марину Павловну Беспалову на партийной конференции — члены партии хорошо знакомы с реальным положением дел. Чтобы разобраться почему «прокатили» Беспалову на конференции предлагаем заглянуть за кулисы партийной кухни. Для этого вернемся на пару лет назад и попробуем проанализировать сухие факты.

   В 2013 году на выборах в Законодательное собрание Ульяновской области список партии «Единая Россия» возглавили губернатор Сергей Морозов, глава Ульяновска Марина Беспалова и аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин. Общее руководство кампанией осуществлял губернатор. Он же отвечал за сельские районы, малые города и кризисный в ту пору Димитровград. Глава города Марина Беспалова отвечала за Ульяновск, как начальник городского штаба и лидер списка «Единой России» по городу.

   Результат той кампании более, чем красноречив: по области «Единая Россия» набрала почти 60%. В кризисном Димитровграде - 40%. В Ульяновске - 32%. В Ленинском районе города «Единая Россия» под руководством Марины Беспаловой с треском проиграла выборы КПРФ (33% - КПРФ, 28% - «Единая Россия»). Кроме того, в Ульяновске были проиграны два одномандатных округа. В том числе, округ в котором баллотировалась лидер регионального отделения «Единой России» Тамара Дмитриева.

   Такие итоги выборов для человека, которому важно «быть, а не слыть» - серьёзный повод для работы над ошибками. Между выборами в Законодательное собрание и выборами в Ульяновскую городскую думу у Главы города Марины Беспаловой было целых полтора года, чтобы проделать эту работу. Более того, как глава города она имела для этого все возможности. Однако, к началу избирательной кампании по выборам депутатов Ульяновской городской думы, социологические опросы, сначала ОГУП «Аналитика» (Ульяновск), а потом ВЦИОМ (Москва) показали крайне низкую степень известности и оценки деятельности главы города со стороны избирателей:

   Сентябрь 2014: 50% жителей Ульяновска - ничего не могут сказать о деятельности Беспаловой.

   Январь 2015: 48% - ничего не могут сказать о деятельности Беспаловой.

   Июнь 2015: 44% - ничего не знают о главе города.

   Для реального политика цифры убийственные. Почти половина горожан ничего не могут сказать о деятельности главы города Марины Беспаловой, которая работает на этом посту целых три года. В такой ситуации губернатор Сергей Морозов принял решение возглавить список. На выборах 13 сентября 2015 года «Единая Россия» получила в Ульяновске 55,5% голосов, победив во всех одномандатных округах. Прирост поддержки по сравнению с 2013 годом составил 23%, на 8% выросла явка.

   Любопытно, хотя по сведениям источников из штаба «Единой России», при подготовке к выборам Марина Беспалова была оставлена на посту начальника штаба, в ходе кампании занимала его лишь на бумаге. На деле Марина Павловна устранилась от работы, а всю организационную «штабную» деятельность, на ряду с хозяйственной, вел глава администрации Ульяновска Сергей Панчин.

   Наиболее ехидные из наблюдателей, знающие партийное закулисье ульяновской «Единой России», говорили о том, что меньше всего в хорошем результате заинтересована сама Марина Беспалова. Ведь список возглавляет губернатор и плохие результаты выборов могли бы стать пятном на его мундире, а не на юбке Марина Павловны. Поэтому формальный пост «начальника штаба», по их мнению, нужен был для того, чтобы гарантировать себя от деструктивной и, как бы сказали прежде, антипартийной деятельности Марины Беспаловой. Тем более, что для таких опасений есть все основания.

Независимый депутат от «Единой России»

   Комментируя избрание на пост главы города Сергея Панчина, Марина Беспалова заявила: «Я остаюсь работать депутатом - независимым депутатом. Я в команде Президента. Я в команде партии Единая Россия». Интересный набор понятий. Так кто же на самом деле Марина Павловна – «независимый депутат» или «член команды Президента и «Единой России»?

   Можно было бы все списать на нервозность ситуации и пропустить эту «оговорку» мимо ушей. Но лучше все-таки посмотреть правде в глаза. Называя себя членом команды «Единой России», команды Президента, Марина Павловна годами была странно снисходительна к своему ближайшему окружению, которое не особо скрываясь создавало специальные информационные ресурсы, направленные на дестабилизацию политической ситуации в регионе.

   Разве не люди Марины Беспаловой были заказчиками создания сайта, который регулярно поливая грязью тех самых товарищей по партии, дискредитировал «Единую Россию», губернатора Сергея Морозова, усилия Правительства России по развитию региона и в, конечном итоге, страны?

   Показательно, что кроме «критических публикаций» о мелких жуликах, редакция сайта без особых зазрений совести «бомбила» даже системообразующие проекты Объединенной Авиастроительной Корпорации, которые развиваются в регионе, в Промышленной зоне «Заволжье», при личной поддержке руководителя Администрации Президента Сергея Борисовича Иванова.

   Параллельно «беспаловский» сайт стали площадкой для самовыражения не только основного критика «Единой России» - депутата ЗСО от КПРФ Алексея Куринного, но и несистемных оппозиционеров, махровых проукраинских активистов и прочей «пятой колонны». Колумнисты и блогеры портала не стесняются тиражировать ложные сведения о погибших на Востоке Украины гражданах России, публиковать мерзкие анектоды о Президенте России Владимире Путине, распространять прочую экстремистскую чепуху. Конечно, они все это объясняют свободой слова, но почему и ради чего все это покрывает Марина Беспалова?

Грязное бельё и миллиарды в кармане

   Действительно, вопрос «Ради чего?», в истории с г-жой Беспаловой, самый важный. Ради чего раскачивать лодку местной политики, дискредитировать региональную и федеральную власть, компрометировать проекты направленные не только на развитие региона, но на и рост обороноспобности страны?

   Ответ на этот вопрос, к сожалению, крайне банален. Все дело в деньгах, в миллиардах рублей. Именно такие суммы на кону игры, которую затеяла Марина Беспалова и люди, сделавшие на неё ставку.

   Персоны, интересы которых при Марине Павловне стали приоритетными, хорошо известны в Ульяновске. В первую очередь, речь идет о бизнесмене Сергее Куркове.

   Марина Павловна – родная сестра гражданской жены Куркова. Годы правления Беспаловой удивительным образом совпали с бурным ростом курковского бизнеса. Ключевыми в деятельности предпринимателя стали ловкие схемы захвата земельных участков. Как известно, законодательство позволяет взять городскую землю в аренду только через торги. Чтобы обойти ограничение Курков «закатывал» прилегающие к его недвижимости участки, включая зоны зеленых насаждений, в асфальт. Затем он обращался к городской власти с просьбой оформить их как «парковки» и брал их в аренду. Марина Павловна охотно шла навстречу и помогала. Город в итоге получал в бюджет за пользование этими участками ничтожные отчисления, а Курков, практически не нарушая закон, превращал их в коммерческую недвижимость. Как грибы росли на «парковках» «нестационарные» торговые павильоны, приносящие бизнесмену немалую арендную плату. Причем, главу города не волновало, что лицо Ульяновска, как оспа, покрыли торговцы всякой «шаурмой». А чего волноваться, ведь деньги Куркова «шаурмой» не пахнут. Может быть поэтому изобретенные Курковым «парковки» можно обнаружить чуть ли не в каждом городском районе.

Сергей Курков

   Не обременяет себя Сергей Викторович и соблюдением норм в строительстве. Его строительный бизнес можно отнести к классическому примеру точечной застройки, ставшей настоящим бичом для центра Ульяновка. Известное П-образное здание на улице Энгельса возведено строителями Куркова в полуметре от соседнего дома. Хотя по нормативам расстояние должно быть более трех метров от соседнего строения. Власти смотрят на это сквозь пальцы.

   Более того, Курков спокойно нарушает нормы, связанные с зонированием. Головной офис его компании «Универсалстрой» на Бебеля был изначально построен с нарушением. Максимально разрешенная этажность в этой зоне - 3 этажа, офис построен 4-х этажный и незадолго до ухода Беспаловой с поста Главы города фирма Сергея Куркова получила разрешение на превращение его в 7-ми этажное здание.

   Кроме Куркова, в «пул» Беспаловой входит и владелец сети «Гулливер» Игорь Любченков. Его бизнес вырос на площадях сети муниципальных магазинов «Восход». В свое время структуры Любченкова выкупили у города 51% акций этого предприятия, 49% оставались у муниципалитета. Но с приходом Марины Беспаловой и эта доля отошла Любченкову всего за 600 миллионов рублей. Стоимость актива, по разным оценкам, занижена почти в 2 раза. Но и этого Любченкову оказалось мало. Не без поддержки Беспаловой он получил пару лет назад право стирать грязное белье муниципальных учреждений здравоохранения.

Игорь Любченков

   Другой давний и системный партнер Марины Беспаловой – ООО «Ульяновскхлебпром», которым руководит близкая подруга Марины Беспаловой, дочь основателя фирмы Эдуарда Фридмана - Фаина Фридман. На этом предприятии Марина Беспалова когда-то работала заместителем генерального директора – того самого Эдуарда Фридмана. Интерес хлебного монополиста, которым является, «Ульяновскхлебпом» к городской власти более, чем насущный. Фридманы ежегодно повышают цены на хлеб в среднем на 10%. Обеспечивает спокойное для бизнесменов повышение цен отсутствие реальной конкуренции на рынке. Добиться этого удалось благодаря особым отношением с ведущими в регионе торговыми сетями, в частности с тем же «Гулливером» г-на Любченкова. Иногородним игрокам «зайти» на полки сетей практически невозможно. Кроме того, объявив в городе борьбу с киосками, г-жа Беспалова создала благоприятную ситуацию не только для нестационарных павильонов Куркова, но и дала зеленый свет сети из 40 киосков ООО «Ульяновскхлебпром».

Эдуард Фридман 

   Расцвел под покровительством Марины Павловны и бизнес строительной компании «Силен». Владелец компании Анатолий Шмелев испытывает особую и даже извращенную любовь к историческому центру. И дело, конечно, не в Гончарове или Карамзине, и даже не в Ленине. Дело в том, что квартиры в центре можно продать подороже. Вот и уродует Шмелев лицо старинного Симбирска убогими многоэтажками, торгуя потом квадратными метрами по внушительным ценам. Марина Павловна без проблем согласовывала строительство кирпичных чудовищ Шмелева. Злые языки утверждают, что в каждом построенном доме есть квартиры которые Шмелев за бесценок, с сумасшедшей скидкой, отдавал полезным людям из мэрии.

   "Мелочь" и кадровые решения выгодные для близких людей, вроде назначения на должность директора МУП «Ульяновская городская электросеть» Алимжана Абубекярова. Известно, что г-н Абубекяров много лет поддерживает близкие отношения с сестрой Марины Беспаловой – Верой Павловной Дунаевой и считается «членом семьи» бывшего мэра. Абубекяров сменил на это должности опытного и профессионального руководителя Александра Харькова. Назначение, естественно сопровождалось хвалебным материалом на "беспаловском" сайте и недоумением отраслевых экспертов.

Алимжан Абубекяров

   Писали СМИ и скандальной ситуации, когда 66% наружной рекламы неожиданно отошли под контроль владельца компании «Авторай» и, по совместительству, помощника Главы города Владимира Набатова. Можно было бы и это отнести к разряду мелочей, если бы не обиженные рекламщики. В интересах близких к мэру людей были лишены работы кампании много лет трудившиеся на рынке наружной рекламы.

Экстренный сбор

   Говорят, что после драматического фиаско Марины Беспаловой в приёмной депутата Гордумы Игоря Любченкова собрались ключевые партнеры бывшего мэра. Приехала Фаина Фридман, подтянулся и Сергей Курков. Интересно, что обсуждали они сидя у разбитого корыта? Происки несуществующих врагов или перспективы бизнеса в новых условиях? Наверняка еще утром они были убеждены в победе Марины Павловны. Разве могло быть иначе, ведь она так много рассказывала им о высоких кабинетах, в которые чуть ли не ногой открывала дверь, о генералах-силовиках, готовых ради неё посадить за решетку любого, про «своего мальчика» в Администрации президента, которому она «сделала карьеру» и который якобы «ест у неё с руки». Сидя в Ульяновске и зарабатывая на мутных схемах с земельными участками, стирке грязного больничного белья и повышая цены на хлеб они верили этой холеной даме, которая на их глазах из торгового работника превратилась в политика «федерального масштаба». А тут такой провал… Почему? Возможно их недоумению не было предела, хотя причины драматической развязки на поверхности – слыть крупным политиком это одно, а быть им – совсем другое. Можно на какое-то мгновение попытаться вызвать сочувствие людей, которые руководят внутренней политикой страны. Можно даже попытаться на время ввести их в заблуждение. Но только политический самоубийца мог откровенно врать и пытаться использовать авторитет этих людей ради сохранения за собой должности, ради процветания мутного провинциального бизнеса. Ведь иных мотивов у Марины Павловны и примкнувших к ней бизнесменов, от Любченкова до Куркова, никогда не было.

Виталий Удальцов