Художественный музей Ульяновской области может в будущем переехать в гостиницу «Венец». По крайней мере, такой вариант рассматривается руководством учреждения. Чиновники регионального Минкульта и администрация ОГУК еще до Нового года начали обсуждать этот вопрос. Однако несколько дней назад информация о возможной смене «головного офиса» музея просочилась в СМИ и вызвала настоящий скандал. Впрочем, эксперты не склонны однозначно отвергать идею переезда. В ситуации разбирался Рупор73.

   Скандал вокруг Художественного музея Ульяновской области вспыхнул несколько дней назад, когда в СМИ просочилась информация, что руководство учреждения культуры рассматривает вариант «переезда» уникальных экспонатов в одно из помещений гостиницы «Венец» (помещение, где раньше располагался магазин «Сквозняк»). Общественность незамедлительно и остро отреагировала на такую возможность резкой критикой предложения. Однако, как оказалось, этот вопрос не так однозначен.

   Так, например, директор Художественного музея Ульяновской области Сергей Жданов не скрывает, что мысли о переезде действительно были и все еще есть. Связывает он возможность такого развития событий с тем, что сейчас в музее хранится «более 12 тысяч экспонатов», а «нехватка площадей для их хранения и экспонирования составляет порядка 3 тысяч квадратных метров».

   «Конечно, это приводит к тому, что нам выписывают штрафы, предписания. В конце концов уникальные экспонаты могут просто перевезти в другие регионы, где их будут показывать людям, в то время как у нас такой возможности нет. Возможных выходов из этой ситуации два: либо строительство нового здания, либо приобретение помещений, которые уже существуют. Поэтому, когда появилась идея задействовать под музей центральную часть гостиницы «Венец», к ней с интересом отнеслись как наш, так и Краеведческий музей», — рассказал в беседе с корреспондентом Рупор73 г-н Жданов.

   Дело в том, что в настоящий момент музей делит здание на Набережной реки Волги, построенное знаменитым архитектором Августом Шоде, с Краеведческим музеем. У последнего, к слову, тоже есть проблемы с размещением экспозиции. Запасники обоих учреждений культуры уже изрядно «пополнели» и просто не умещаются в относительно небольшом особняке в центре Ульяновска.

   По словам Жданова, сейчас рассматриваются разные варианты новых площадей и работы с ними. Один из них — задействовать новые площадки как фондохранилище (в том числе и открытое), другой — как новую галерею. Что характерно, свободная площадь в «Венце» составляет порядка 2 тысяч квадратных метров. «Там можно открыть выставочный зал хотя бы на 300-500 кв.м, который крайне необходим Ульяновску. Отсутствие такого помещения существенно сокращает варианты «приезжих» выставок, для которых нужны большие площади», — пояснил директор музея.

   Он настаивает, что речь пока не идет о переезде. Идея о том, что в «Венец» может полностью переместиться один из музеев, базирующихся сейчас на Набережной реки Волги (необязательно Художественный), просто допускается, но не является основной. «Это рабочий процесс. В любом случае, если мы решим задействовать здание «Венца», то это будет концепция, будут проведены все экспертизы — вплоть до культурологической, будет привлечена общественность. Это решение мы не примем одни», — настаивает руководитель ОГУКа.

   Его мнение совпадает и с официальной позицией регионального Министерства культуры. Она была высказана вчера министром Татьяной Ившиной в рамках пресс-конференции. В частности она заявила, что уже создана комиссия, которая будет решать, насколько допустимо или недопустимо занимать площади гостиницы «Венец» музейными экспонатами с разных точек зрения. «В состав вошли почти 20 человек – представители ФСБ, Комитета по культурному наследию, архитекторы, художники, музейные работники. На следующей неделе мы сделаем две экскурсии по основному зданию Художественного и Краеведческого музея и площадям, которые сегодня рассматриваются в качестве дополнительных», — заявила чиновница.

   По словам г-жи Ившиной, согласно нормативам, выставляться для свободного посещения должны от 7 до 12% музейных коллекций, но «по нашим музеям мы не дотягиваем по этому показателю до 3%, потому что нет открытого хранения, выставочных площадей». Поэтому как только появились сведения о свободной площадке в отеле суммарной площадью порядка 2 тыс. квадратных метров, чиновники сразу попросили Государственный департамент имущества дать независимую оценку стоимости объекта.

   С официальной позицией в корне не согласен известный ульяновский краевед Сергей Петров. Он утверждает, что в любом виде переезд Художественного музея из здания Шоде в здание гостиницы «Венец» — это «ошибка и вредительство». «Здание, где сейчас расположен музей, уникально. В нем одни из самых красивых интерьеров в Ульяновске. И, конечно, Художественный музей должен там остаться. Если обратить внимание на первый этаж здания (там работает Краеведческий музей — прим. Рупор73.), то экспозиция там примитивна, в ней нет ничего редкого. И я считаю, что Краеведческий музей должен полностью отдать здание Художественному», — отметил эксперт.

   Отвечая на вопрос о том, куда может съехать Краеведческий музей, г-н Петров пояснил, что для этих целей можно купить специальный особняк. Более того, краевед предположил, что за покупкой площадей именно в «Венце» может стоять бизнес-лобби. «Не секрет, что гостиницу давно и безуспешно пытаются продать», — напомнил ученый.

   Профессор Ульяновского государственного университета, культуролог Ирина Митина более сдержанна в оценках, но и она согласна, что Художественный музей должен сохранить здание на Набережной Волги за собой. «С моей точки зрения, Художественному музею из этого шикарного здания выезжать нельзя хотя бы потому, что Шоде его строил специально под музей. Внутри антураж художественного музея. Поэтому если речь идет о полном переезде, то я против», — считает преподаватель.

   При этом она признает, что в то же время новые площади Художественному музею однозначно нужны. «Поэтому если помещение «Венца» понадобилось для экспонирования фондов, для новых выставок — это уже другой вопрос. Потому что сейчас более 90% экспонатов музея «спрятано» в закромах, — продолжает г-жа Митина. — Но при этом я уверена, что Художественный музей должен располагаться в здании, которое тоже имеет художественную ценность и богатую историю, и здание Шоде для этого прекрасно подходит».

Валерий Васнецов

Фото с сайта ulkul.ru